Добавить к расходам: компаниям придется потратиться на нефинансовую отчетность

Добавить к расходам: компаниям придется потратиться на нефинансовую отчетность
Российское правительство намерено наделить крупный российский бизнес обязанностью по подготовке нефинансовой отчетности. На ее составление и заверение компании потратят от 1,5 до 2 млн рублей, а если отчитываться будут и «дочки» – еще больше. Пока в Волгоградской области нет специалистов, которые смогли бы заверить отчеты, говорят юристы. Искать их придется за пределами региона.

Заработал 5 млрд рублей – отчитайся

Идею нефинансовой отчетности для бизнеса Правительство РФ вынашивает почти год. В мае 2017 года была утверждена концепция развития публичной нефинансовой отчетности, к концу года Правительство вынесло на публичное обсуждение соответствующий проект закона. Следующим этапом документ будет внесен в Госдуму. Ознакомившись с планируемыми нормами, публичные общества заявили о высоких расходах, которые понесут компании.

– Действие федерального закона предлагается распространить на государственные корпорации и государственные компании, публично-правовые компании, ГУПы, хозяйственные общества, имеющие за предшествующий год объем выручки в размере 5 млрд рублей, – пояснил юрист компании VEGAS LEX Кирилл Никитин.  

Под действие закона можно будет попасть и в том случае, если сумма активов бухгалтерского баланса компании превышает 5 млрд рублей. По словам Никитина, предполагается, что правительство будет иметь полномочия на включение в этот перечень иных лиц по своему усмотрению – фактически список является открытым.

Основной массив информации, которую компаниям нужно будет обнародовать, – это сведения о деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития. Отчеты должны будут отражать взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также описывать достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные.

– Пока перечень абстрактный, конкретный список показателей правительство утвердит позже, – поясняет Кирилл Никитин.

Цена вопроса

Основные затраты, которые понесет бизнес, будут связаны с подтверждением публичной нефинансовой отчетности. Это может быть профессиональное аудиторское заверение, независимое экспертное общественное заверение, которое в России осуществляют два органа – РСПП и РРС (Российская региональная сеть по интегрированной отчетности). Кроме того, можно оформить стейкхолдерское заверение при участии заранее определенных ключевых заинтересованных сторон. Подтверждение отчетности любым из этих способов обойдется компаниям в 1,5–2 млн рублей.

– Есть и дополнительное обстоятельство, не урегулированное по тексту законопроекта, которое может оказать существенное влияние на величину расходов, – говорит Кирилл Никитин. – Законопроект не дает однозначного ответа на вопрос, распространяется ли соответствующая обязанность на дочерние компании раскрывающего лица. В зависимости от этого состав и размер издержек могут существенно отличаться. 

Подтвердить отчетность на территории Волгоградской области будет весьма проблематично, поскольку в регионе нет профильных специалистов. Возможно, компаниям придется заверять отчеты дистанционно.

Притянули за активы

Бухгалтерская стоимость активов многих волгоградских компаний превышает 5 млрд рублей, поэтому они могут попасть под новую норму, поясняют в VEGAS LEX. По мнению юристов, брать за основу показатель именно стоимости активов некорректно, так как этот показатель не учитывает реального финансового положения предприятия. Логичнее было бы принять за основу данные о чистых активах с учетом действующих обязательств и обременений.

 – Как указывается в пояснительной записке, цель закона – «повышение инвестиционной привлекательности, прозрачности деятельности организаций», – говорит Кирилл Никитин. – В отношении госкомпаний это вполне объяснимо в связи с очевидными проблемами с прозрачностью и этой самой инвестиционной привлекательностью. Что же касается частного бизнеса, то ситуация не так очевидна. В настоящее время публичные компании, которые заинтересованы в привлечении внешнего финансирования, самостоятельно готовят и публикуют сходную отчетность по стандартам Global Reporting Initiative. В конце концов принципы свободного рынка предполагают право каждой компании самостоятельно определять уровень своей инвестиционной привлекательности. Существуют целые «закрытые» отрасли, для которых не характерны механизмы привлечения внешних инвестиций.

В этой связи дополнительное регулирование этого вопроса для публичных компаний на законодательном уровне излишне и необоснованно, резюмирует эксперт.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях