Эх, налоги...

Комитет экономики администрации Волгоградской области оценил перспективы роста доходной части бюджета
Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований Волгоградской области за первый квартал 2011 года составили 4,1 млрд руб. или 21,8% от годового плана. Прирост бюджетных поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года равен 15,7%. Означает ли этот факт статистики долгожданный рост экономического потенциала области?

По основному доходному источнику, за счет которого формируются местные бюджеты, – налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – план за первый квартал от годового назначения исполнен на 20,9%. Темпы роста по сравнению с сопоставимым периодом 2010 года составили 116%. Рост отмечен в большинстве муниципальных образований, в том числе в Котельниковском районе – в 1,7 раза, в Городищенском – в 1,4 раза. В десяти муниципалитетах, напротив, наметилось снижение поступлений. По налогу на землю ( второму по значимости доходному источнику) в первом квартале текущего года отмечается рост поступлений в среднем в 1,2 раза. При этом очевиден значительный разброс в темпах роста или снижения поступлений. Если в Городищенском районе доходы от земельного налога выросли в 3,8 раза, а в Старополтавском – в 2,2 раза, то в аутсайдерах, как и по НДФЛ, оказались Среднеахтубинский и Фроловский районы, города Фролово и Урюпинск.
«Каждый налог имеет свою динамику, – пояснила Татьяна Калинкина, начальник отдела налогового потенциала и мониторинга доходной базы комитета экономики администрации Волгоградской области. – Анализ динамики показателей социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов показывает системное отставание отдельных территорий. В последней десятке практически постоянно находятся Городищенский, Калачевский, Нехаевский, Ольховский, Фроловский районы. Теперь к ним могут добавиться Михайловский, Среднеахтубинский районы, города Фролово и Урюпинск. Как отмечалось на совещании губернатора Анатолия Бровко с главами городских округов и муниципальных районов, это свидетельствует о системной недоработке органов местного самоуправления в работе по пополнению доходной части бюджета».
Однако ситуация может быть скорректирована в позитивном направлении, полагают в комитете экономики. Для этого муниципалитетам области был предложен целый комплекс мер по увеличению бюджетных поступлений. Волгоградская область сегодня демонстрирует положительную динамику развития промышленного производства, однако эти темпы ниже среднероссийских показателей. Местные органы власти должны активнее сотрудничать с директорским корпусом, считают экономисты областной администрации. Привлечение инвестиций в развитие подведомственной территории, энергичное жилищное строительство – таковы, по мнению специалистов комитета экономики, приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления. «Итоги первого квартала 2011 года показывают, что снижение показателей по вводу жилья продолжается в 11 муниципальных образованиях, – рассказывает Татьяна Калинкина. – На совещании у губернатора подчеркивалось, что установленный федеральным центром ориентир – ежегодный ввод жилья из расчета 1 квадратный метр на одного жителя – должен стать основой проводимой муниципалитетами жилищной политики».
По словам зам. начальника управления экономического развития комитета экономики администрации Волгоградской области Ирины Александриной, не исчерпаны резервы повышения эффективности расходования бюджетных средств. К примеру, в сферах образования и здравоохранения. Непрофильная деятельность в рамках учреждений может быть переподчинена другим структурам без ущерба для качества выполняемых работ. Огромное число вызовов бригад «скорой медицинской помощи» к хроническим больным, которые могут получить эту помощь амбулаторно, неэффективное использование коечного ресурса стационаров, явно избыточные заявки на высокотехнологичное оборудование в неспециализированных медицинских учреждениях – подобные затраты себя не оправдывают, считают в комитете экономики. Оптимизация числа малокомплектных сельских школ, повсеместное использование энергосберегающих технологий и приборов учета в жилищно-коммунальном хозяйстве региона – таков далеко не полный перечень возможностей более разумного использования бюджетного ресурса муниципалитетов.
Свой вклад в остроту проблемы вносит и несовершенство федерального законодательства, в котором, например, не прописано, кто и как определяет долю собственника недвижимости в общедолевом праве собственности многоквартирных домов. Эта категория строений не подпадает под налогообложение еще и потому, что не сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Существенным источником доходов бюджета может стать налогообложение земли, где располагаются промышленные предприятия. До 1 января 2012 года промышленные производства области должны определиться со статусом земельных участков, на территории которых они находятся. Возможны варианты приобретения в собственность или аренды. Какой из них выбрать – решают собственники предприятий, но крайне медленно, – считает Татьяна Калинкина из областного комитета экономики. И напоминает о деятельности контролирующих органов. В прошлом году эксперты специальных комиссий вернули в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды около 1 млрд руб. неучтенных или заниженных доходов.