Эконом-класс для эффективной энергетики

Эконом-класс для эффективной энергетики
Какие дивиденды принесет бережное отношение к теплу, газу и электричеству.Правительство Волгоградской области намерено повышать конкурентоспособность региональной экономики за счет снижения энергоемкости внутреннего регионального продукта. Для этого в регионе активно внедряются энергоэффективные и энергосберегающие технологии в сфере строительства, ЖКХ и промышленного производства. Как эта работа проводится в рамках федерального закона об энергосбережении, «ВП» рассказал министр топлива, энергетики и тарифного регулирования региона Ангар Полицимако.

– Ангар Николаевич, почему в последнее время так вырос интерес к проблеме сбережения энергоресурсов?

– Одна из причин – необходимость обеспечения конкурентоспособности нашей экономики, отечественных товаров. Проблема особенно обострилась в условиях ВТО. Приведу пример: в развитых европейских странах уровень энергоемкости валового национального продукта ниже российского почти в три раза. Понятно, что при таком расточительстве невозможно конкурировать с иностранными производителями. Чтобы остановить нерачительное отношение к энергоресурсам и приблизиться к европейскому уровню, в 2009 году был принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Его конечная цель – снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%, а произойти это должно как раз за счет проведения энергосберегающих мероприятий и внедрения новых технологий.

– Как должна проходить эта энергетическая модернизация, по какому плану?

Первый шаг – проведение энергоаудита. Он позволяет составить энергетический паспорт, разработать комплекс мер по энергосбережению. К сожалению, эта работа затормозилась. Обязательное энергетическое обследование еще до конца прошлого года должны были провести органы государственной власти и местного самоуправления; предприятия, которые находятся в собственности государства, или муниципалитеты, и все те, где на потребление энергии тратится более 10 млн руб. в год. Доля организаций бюджетной сферы, получивших энергетические паспорта, на сегодня едва превышает 50%. Правда, этот показатель в Волгоградской области лучше, чем в среднем по России (30%).

– Можно ли ускорить процесс? К кому надо обращаться за помощью в энергетическом обследовании?

– К профессионалам, прошедшим обучение энергоаудиторам, а качество энергообследования которое они проведут, гарантируется саморегулируемыми организациями в области энергетических обследований (СРО). Саморегулирование стало заменой прямому государственному контролю и лицензированию. Оно широко применяется в строительстве, проектировании, оценочная и аудиторской деятельности…

– Какие меры применяются к тем организациям, которые не исполнили требования закона?

– В 2013 году к проверке исполнения требований законодательства по проведению обязательного энергетического обследования приступила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. На нарушителей сроков, установленным законом, уже накладываются административные штрафы в размере от 50 до 250 тыс. рублей на юридическое лицо и от 10 до 50 тыс. рублей на руководителя организации.

– Почему же норма закона по энергоаудиту исполняется так медленно?

– Во-первых, сказывается отсутствие финансирования. А во-вторых, у руководителей организаций бюджетной сферы есть непонимание правовых основ и ошибочное представление о необязательности проведения энергетического обследования. Первую причину можно устранить за счет средств, предназначенных для финансирования текущей деятельности. А на решение второй проблемы по поручению губернатора и правительства Волгоградской области министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области совместно с ГБУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» проводит широкую разъяснительную работу по вопросам проведения энергетических обследований.

– Как можно охарактеризовать качество работ по энергетическому обследованию?

– Серьезной проблемой стало отсутствие должной квалификации у энергоаудиторов. Причем не только в Волгоградской области, но и по всей России. Ситуация усложняется тем, что на рынке немало лиц, готовых предложить продукт низкого качества, но за невысокую цену. Поэтому руководители бюджетных организаций не должны допускать опрометчивости. Ведь с таким «формальным» и некачественным паспортом организация может не получить финансирования при заключении энергосервисных контрактов, а всю работу по проведению энергоаудита придется проделать заново.

– Есть ли сложности при проведении энергетического обследования?

Да, но труднее всего на самом первом этапе, когда нужно принять решение о необходимости проведения энергетического обследования. Законодательством установлено, что объектом обязательного энергетического обследования выступают юридические лица. Подчеркиваю, что обследование проводится в отношении юридического лица, а обследование отдельных зданий и сооружений в рамках проведения обязательного энергоаудита не предусмотрено. Энергетический паспорт выдается на юридическое лицо, а не на отдельное здание.

– Какая работа проведена в регионе за прошедшие три года после выхода федерального закона об энергосбережении?

В середине прошлого года пришлось пересмотреть долгосрочную областную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года», скорректировать ее в соответствии с практическими условиями, конкретизировать подходы в части повышения энергоэффективности в регионе. Теперь она касается непосредственно всех отраслей экономики и бюджетных учреждений. Был проведен анализ состояния экономики муниципальных образований и на этой основе в каждом из них разработаны программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

За три года действия программы главным показателем результативности проведенной работы стало снижение почти на треть энергоемкости валового регионального продукта.

Огромная работа запланирована и на 2013 год. Это и замена отопительных газовых котлов с низким КПД, перевод многоквартирных домов на поквартирное отопление, первеод автотраспорта с бензина на газ. Список можно продолжать еще очень долго.

– Что в результате всех этих мер получат наш регион, жители Волгоградской области?

– Прежде всего, это повышение энергетической эффективности экономики Волгоградской области. А еще обновление и модернизация значительной части основных производственных фондов на новой технологической и энергоэффективной основе; повышение энергетической безопасности Волгоградской области и конечно же снижение нагрузки по оплате энергоносителей на бюджет, предприятия и население.