Финансисты предлагают повернуть бюджетный сектор лицом к потребителю

Администрация Волгоградской области намерена ориентировать муниципальные образования региона на достижение наиболее высоких результатов в совершенствовании управления местными финансами. Подробнее о новации нам рассказал заместитель председателя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области Дмитрий Завьялов.

По словам Дмитрия Завьялова, за последние годы технически удерживать бюджетный баланс муниципалитеты научились. Сегодня актуальна другая задача – вывести механизм распределения бюджетных средств на качественно новый уровень.
– В основе бюджетного планирования должен лежать общественно-полезный результат, – поясняет Дмитрий Юрьевич. – До сих пор широко применялась практика сметного финансирования, когда расходы на то или иное бюджетное учреждение банально рассчитывались, исходя из их потребности в прошлом году, и индексировались с учетом инфляции. Она неэффективна, а потому изжила себя. Финансироваться должны не расходы конкретной больницы, школы, Дома культуры, а услуги, которые они оказывают населению. По сути, речь идет о совершенно новой технологии бюджетного планирования – социальном маркетинге. Иными словами, изначально рассчитывая объем расходов на бюджетный сектор, управленец должен ориентироваться, прежде всего, на тот социальный эффект, который ожидает получить в итоге. Скажем, для школы – это высокий показатель успешно сдавших единый госэкзамен учеников, для больницы – снижение смертности среди пациентов и так далее. При этом надо понимать: услуга услуге – рознь. Одна востребована у населения, а другая не очень. И здесь уже задача органов местного самоуправления совместно с руководителями бюджетных учреждений грамотно спланировать распределение средств в соответствии именно с потребностями жителей. Другой существенный момент – качество. Оно должно быть на том уровне, который предъявляет сам потребитель. Только лишь предложение самой по себе бюджетной услуги – полдела. Необходимо позаботиться еще и о ее характеристике. В противном случае этой услугой просто никто не будет пользоваться. Вряд ли можно назвать эффективным финансирование, скажем, кружка моделирования, который, несмотря на громкое название, – лишь тесная, не оборудованная соответствующим образом комната где-нибудь в подвале. Хорошо, если еще со столами и стульями.
Понятно, что повысить качество работы бюджетного сектора без совершенствования в целом системы управления общественными, в том числе и муниципальными финансами, невозможно. Необходимо внедрять в процесс новые формы и технологии. Так, по мнению эксперта, наряду с социально-ориентированным маркетингом в бюджетном планировании обязательно должны использоваться и элементы риск-менеджмента.
– Умение правильно оценить риски, определить приоритетные направления и с учетом этого диверсифицировать финансовые потоки позволяет сохранять устойчивость бюджетной системы, – отмечает Дмитрий Завьялов. – К примеру, часто возникающие проблемы – кредиторская задолженность бюджетных учреждений, нехватка средств на те или иные социально важные расходы, как правило, являются следствием макроэкономических причин. Однако зачастую они усугубляются еще и неготовностью или неумением управленцев среднего звена заранее учитывать возможность проявления разного рода негативных факторов, использовать сценарные варианты планирования – и при успешном развитии событий в экономической сфере, и при возможном спаде. В итоге страдают жители: задерживается выплата пособий, зарплаты, в больницах ощущается нехватка лекарств, в школах – учебных пособий, в Домах культуры закрываются кружки и т.д. Другой пример. Органы местного самоуправления громко заявляют о своем участие в софинансировании социально важного проекта. Приходит время, а средств в бюджете на финансирование своей доли уже нет. Их в срочном порядке пришлось направить, скажем, на повышение зарплаты бюджетникам. Налицо элементарное неумение управленцев реально оценивать возможности доходной части своих бюджетов. Тот механизм субсидирования, который мы разработали, как раз и направлен на то, чтобы побудить органы местного самоуправления изменить подходы к планированию собственных бюджетов, ориентировать свою работу, работу всего бюджетного сектора на получение конкретного общественно-полезного результата. Бюджетные деньги должны расходоваться на благо людей, а не формально – для галочки, на те услуги, которые нужны конкретному потребителю, а не для отчетности.
Работа по реформированию региональными финансами, ориентированная на результат, ведется в Волгоградской области с 2007 года. Новый импульс ей придала разработанная на правительственном уровне программа повышения эффективности бюджетных расходов, логическим продолжением которой и стал проект администрации Волгоградской области по совершенствованию управления муниципальными финансами.
Территориям, достигшим наиболее высокого результата в этой деятельности, в текущем году будет выделена дополнительная субсидия. На эти цели в бюджете области заложено 30 млн рублей. Средства будут предоставляться на конкурсной основе, и получить их смогут 10 муниципальных образований. Как заверил Дмитрий Завьялов, независимо от степени экономического развития и наличия природных ресурсов шансы для участия в конкурсе у всех территорий абсолютно равны. Гарант этого – особая система оценки: учитываться будут не только уже достигнутые показатели, но и запланированные. При таком подходе единственное различие между «сильными» и «слабыми» в том, что последним, возможно, придется приложить больше усилий для достижения результата.
Критериев несколько. В первую очередь – внедрение программно-целевых методов планирования расходов. Это один из главных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Далее не менее важный критерий – степень реализации реформы бюджетного сектора, согласно федеральному закону № 83. Здесь определяющим станет количество созданных на территории автономных учреждений. Также муниципалитеты будут сравниваться по обеспечению сбалансированности, устойчивости местного бюджета и качеству бюджетного планирования. Еще одна новация – субсидии будут выделяться ежеквартально, исходя из степени выполнения заявленных показателей. Таким образом, у участников проекта появляется возможность еще и самим оценивать свои действия, а также время – для корректировки их в случае необходимости.
Дополнительные средства муниципалитеты смогут направить на решение вопросов местного значения и на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, а также на поощрение сотрудников органов местного самоуправления и работников бюджетной сферы.
– Если человек ставит для себя более высокую планку и в своей работе стремится к ней, берет на себя повышенные обязательства – почему бы нет? Это нормально, – считает Дмитрий Завьялов. – Система оплаты труда также требует корректировки. Ее необходимо привязать к такому показателю, как достижение в работе общественно-полезного результата. Поставленная цель действительно сложная. Она требует ломки определенных стереотипов у управленческого персонала, смены мировоззрения, нового взгляда на привычные вещи. Сотрудник, готовый пойти на такой шаг, в какой-то мере берет на себя определенный риск. Это можно только приветствовать. Да, будет трудно, многому надо еще учиться. Но это надо делать, и чем быстрее, тем лучше. Участие в данном конкурсе для муниципалитетов – первый серьезный шаг в заданном направлении. Ну а в конечном итоге главный приз, я уверен, получат все-таки жители территорий в виде качественных бюджетных услуг.