Госдума готовится принять во втором чтении законопроект, регулирующий отношения ритейлеров и поставщиков товаров. В документ, внесенный в нижнюю палату парламента год назад, после первого чтения внесены поправки: ритейлерам намерены ограничить размер вознаграждения, а также значительно сократить сроки оплаты товаров. Участники рынка опасаются, что старые схемы взаимоотношений все равно сохранятся, поскольку поставщики побоятся испортить отношения с ритейлерами и не будут жаловаться в надзорные органы.
Проект закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» начали разрабатывать после многочисленных жалоб предпринимателей. Производителям трудно попасть в крупные торговые сети, а условия «входа в сеть» зачастую невыгодны для предприятий. Как отмечают в том числе и руководители волгоградских предприятий, наценки, которые сегодня выставляют сети на их продукцию, могут колебаться от 30 до 80?%. При этом крупные ритейлеры «продавливают» поставщиков на низкие закупочные цены. В результате пищевые производства вынуждены снижать собственную доходность, чтобы обеспечить себе доступ в ритейл. Отрегулировать сферу торговли и снизить необоснованные наценки на товары решили законодательно.
Изначально предлагалось сократить вознаграждение ритейлерам, которое официально платят поставщики, до 3% от стоимости закупки. Вознаграждение, или так называемые ретробонусы, выплачиваются поставщиками за продвижение и оборот товаров. Сейчас эта величина составляет 10%, хотя не лояльные ритейлерам эксперты говорят, что реальные затраты сетей на эти цели не превышают 1–2%, а ретробонусы называют «лжемаркетингом» или «платой за полку».
Крупные ритейлеры в прошлом году выступили против таких ограничений и предупредили Правительство РФ, что расходы на продвижение товаров все равно будут возложены на плечи производителей. Для этого сетевики намеривались заключать договоры лишь с теми поставщиками, у кого есть сопутствующий рекламный бюджет, компенсирующий расходы на маркетинг. В итоге стороны договорились о компромиссных 5%. Поправки ко второму чтению зафиксировали эту величину, и, скорее всего, закон будет принят именно с этой цифрой.
Кроме того, поправки ко второму чтению еще более сократили сроки оплаты закупленных товаров. Теперь сети не смогут затягивать оплату и обязаны будут рассчитаться с поставщиком за товар в течение восьми календарных дней (в первоначальной версии 10 дней) при сроке годности товаров 10 дней. В течение 25 дней (первоначально 30), если срок годности установлен с 10 до 30 дней. И не позднее 40 дней (ранее было 45 дней), если срок годности превышает 30 дней.
Поправки также закрепляют, что сети не смогут включать в договор поставки услуги по продвижению товаров, подготовке, обработке и упаковке товаров. Запретят сетям понуждать контрагента к заключению отдельного договора возмездного оказания вышеназванных услуг, в том числе с третьими лицами.
Эксперты и поставщики скептически отнеслись к законопроекту и усомнились в его работоспособности и исполнении.
– Есть большой риск того, что взаимоотношения с поставщиками уйдут в «черный нал», а вознаграждение будет «зашито» в цене товаров, – прокомментировал «ВП» руководитель одной из волгоградских торговых сетей на условиях анонимности. – Проконтролировать этот процесс будет невозможно. Если поставщик решит доказывать подобные нарушения закона, то тем самым закроет себе доступ в любые другие сети, поскольку заключать договор с ним никто не станет.
Между тем, антимонопольное ведомство уже сейчас загружено сверх нормы иными сферами, регулирование которых взяло на себя государство. По мнению экспертов, регулирование ритейлеров необходимо начинать прежде всего с ограничения их доли на рынке городов, поддерживая мелкую розницу.
– Ранее уже предпринималась попытка ограничить вознаграждение сетей, – вспомнил коммерческий директор компании «Арчеда-продукт» Валерий Кузьмин, – в результате суммы вознаграждений только возросли.
По его словам, ретробонусы в 10% сегодня платят все поставщики, причем некоторые сети выставляют и дополнительные требования. Впрочем, те, кто уже попал на полки сетевых магазинов, особых проблем не испытывают – трудности возникают у новых поставщиков.
– Однако сейчас есть и другая проблема, о которой мало говорится, – продолжает Валерий Кузьмин. – Сети не принимают от поставщиков повышение цены товара, и производителям приходится, помимо ретробонусов, субсидировать сетям и рост себестоимости товаров.
Фото Сергей Григоренко