Увеличение МРОТ автоматически приводит к изменениям уровня оплаты труда, поскольку работодатели не имеют права платить работникам на полной ставке месячную зарплату меньше, чем МРОТ. Исключение – если сотрудник оформлен на условиях совместительства или неполного рабочего времени.
Законопроект создан 22 июля 2015 г. Разработчик проекта федерального закона – Минтруд России. В настоящее время проводится его независимая антикоррупционная экспертиза, которая завершится 6 августа, обсуждение. Затем будет сформирован окончательный вариант текста проекта нормативного правового акта, который и поступит в Госдуму. На осенней сессии он будет рассмотрен, как ожидается, в числе приоритетных.
Настоящий законопроект подготовлен в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения в настоящее время продолжает снижаться с 77,7?% в 2009 году до 64?% в 2014 году. По предварительной оценке, в 2015 году соотношение составит 58,7?%.
Повышение МРОТ в 2016 году на 11,9?% предлагается исходя из оценки инфляции в 2015 году. Соответственно, повышение МРОТ в 2017 2018 годах предлагается исходя из прогноза инфляции в 2016 2017 годах – его планируется поднять на 7?% и 6,5?%, до 7142 и 7606 руб. соответственно. При этом его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения стабилизируется на уровне 56,8?%–59,3?%.
Повышение МРОТ коснется порядка 0,9 млн работников в 2016 году, 1,3 млн работников в 2017 году и 1,9 млн работников в 2018 году. Из них 45?% – работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях, и 55?% – работники реального сектора экономики.
Вместе с тем в каждом регионе рассчитываются собственные величины минимальной оплаты труда. В Волгоградской области она определяется в соответствии с условиями регионального соглашения о минимальной заработной плате для внебюджетного сектора экономики и составляет 1,2 величины прожиточного минимума. 22 июля 2015 года было принято постановление администрации Волгоградской области, в соответствии с которым величина прожиточного минимума в регионе увеличилась до 9774 рублей для трудоспособного населения. Таким образом, размер минимальной заработной платы работников внебюджетного сектора экономики Волгоградской области достиг 11? 728 рублей – не менее такой суммы сегодня предлагается выплачивать на тех предприятиях, с которыми заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области. Размер волгоградской «минималки» – один из самых больших в ЮФО.
По информации регионального комитета труда и занятости населения, в первом полугодии 2015 года количество работодателей, выплачивающих зарплату менее 1,2 величины прожиточного минимума, сократилось до 3,4 тысячи. Для сравнения: в 2013 году нарушения были зафиксированы у более чем 16 тысяч работодателей.
– Решение о повышении минимального размера труда направлено на дальнейшее повышение зарплат наемных работников, – отметил финансовый аналитик Карен Туманянц. – При этом, как известно, если поднимается размер оплаты труда для самых низкооплачиваемых категорий, то почти всегда растут и зарплаты остального персонала. Однако в нынешних экономических условиях это новшество может иметь и обратную сторону. Ведь увеличение расходов за фонд оплаты труда автоматически влечет увеличение издержек предприятия, делает его продукцию менее конкурентоспособной. Поэтому не исключено, что появятся те, кто захочет пойти по пути сокращения рабочих мест или перевода части персонала в теневую сферу экономики, в которой трудовые отношения могут быть вообще никак не оформлены.
Поэтому, по словам экспертов, хотя бы на первом этапе увеличения минимального размера оплаты труда необходимо усиление контроля за соблюдением прав работников со стороны надзорных органов и Трудинспекции.