На возврат навязанных страховок отведут две недели

Теперь автовладельцам будет проще вернуть деньги, если страховка ОСАГО оказалась с навязанными услугами
Граждане смогут вернуть уплаченное за навязанные услуги

Центробанк намерен закрепить право граждан на возврат уплаченной за добровольную страховку премии в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Документ позволит решить проблему возврата денег за навязанные страховые услуги, в том числе при оформлении полиса ОСАГО.

Центробанк опубликовал проект указа, в котором предполагается закрепить право граждан на возврат премии, уплаченной за добровольную страховку, в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Действие этой нормы распространяется на добровольное медицинское страхование, страхование жизни,

жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев и другие виды страховок, оформленные на срок свыше 30 дней.

В соответствии с действующим законодательством отказаться от договора страхования можно в любое время, но при этом страховая премия подлежит возврату лишь в том случае, если это предусмотрено договором. Изменения, предлагаемые Центробанком, направлены против навязывания дополнительных страховых услуг, с чем нередко сталкиваются автовладельцы при оформлении полиса ОСАГО.

По данным управления ФАС (УФАС) по Волгоградской области, в 2014 году поступило более 350 заявлений по фактам нарушения страховыми компаниями федерального закона «О защите конкуренции» при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а за первое полугодие текущего года – свыше 100. Львиная доля обращений связана с уклонением от заключения договора ОСАГО с владельцами транспортных средств по причине предполагаемого отсутствия бланков договора и навязывания дополнительных услуг страхования, являющихся добровольными. «Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при рассмотрении заявлений граждан, – отсутствие доказательств факта навязывания дополнительных платных услуг страховыми компаниями, отказа в заключении договора ОСАГО, а также иных фактов нарушения со стороны заявителей», – отметил госинспектор Волгоградского УФАС России Валерий Фролов.

Большинство поступивших в антимонопольный орган жалоб касается регионального филиала ООО «Росгосстрах», за навязывание клиентам дополнительных услуг компании было вынесено шесть предупреждений. ООО «Росгосстрах» доминирует на регио­нальном рынке ОСАГО – его доля составляет более 50%. В результате обращений УФАС России по Волгоградской области в отношении ООО «Росгосстрах» была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе нее было выявлено незаконное завышение коэффициента КМБ и завышение страховой премии. По данному факту в отношении регионального филиала компании было возбуждено 34 дела. Большая их часть прекращена в связи с устранением ООО «Росгосстрах» нарушений порядка ценообразования. По шести делам выданы обязательные для исполнения предписания, где ООО «Росгосстрах» необходимо перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие осуществления монополистической деятельности.

Также региональным управлением ФАС возбуждено свыше 10 дел в отношении ООО «Росгосстрах» по фактам невыполнения предупреждений о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в установленный срок. Эти дела находятся на стадии рассмотрения, и вынесение решений по ним планируется в сентябре-октябре 2015 года.

Фото Сергей Григоренко