Новый трактор длиною в 50 лет

Новый трактор длиною в 50 лет
Сельхозпроизводители Волгоградской области за короткое время смогли выбрать квоту в размере 340 млн рублей, которая была определена региону в рамках «Программы обновления сельскохозяйственной техники» ОАО «Росагролизинг». Но чтобы переломить многолетний тренд старения машинно-тракторного парка, потребуются более радикальные меры.

Все меньше и меньше
Как сообщили «ВП» в министерстве сельского хозяйства Волгоградской области, из 33 сельскохозяйственных муниципальных районов в программе приняли участие 24. Крестьянами было закуплено 45 комбайнов, 71 трактор и 22 единицы прицепной техники – культиваторы, дискаторы, сеялки и опрыскиватели. Чтобы понять, насколько мала или велика эта цифра, достаточно проанализировать динамику изменения численности сельскохозяйственных машин за последние два десятилетия. А она неуклонно снижалась в течение всего постсоветского периода.
Сам Росагролизинг, обосновывая остроту проблемы, привел достаточно убедительные данные: с 1990 по 2010 год в России произошло сокращение парка тракторов с 1,37 млн до 310 тыс.; зерноуборочных комбайнов – с 407 тыс. до 80,7 тыс. При этом численность тракторов и зерноуборочных комбайнов продолжает сокращаться: в среднем на 7 и 8% в год соответственно.
Аналогичная картина складывается и по Волгоградской области. Сегодня в распоряжении волгоградских сельхозпроизводителей находится 19,2 тыс. тракторов и 6,1 тыс. комбайнов, а темпы замены старой техники, как и в целом по России, оставляют желать лучшего. По словам начальника отдела по научной и технической политике минсельхоза Волгоградской области Григория Кузюткина, за последние 10 лет волгоградские сельхозпроизводители смогли приобрести всего 3,6 тыс. тракторов и 2,6 тыс. комбайнов.
Крестьяне не торопятся
– Менять технику нужно в несколько раз быстрее, а при нынешних темпах процесс обновления растянется лет на пятьдесят, – отмечает Григорий Кузюткин.
Достаточно сказать, что в прошлом году в области было закуплено лишь 290 тракторов, а за весь 2010 год – 284 трактора. Впрочем, снижению спроса есть и вполне объективные объяснения. Во-первых, снижение количественных показателей можно объяснить тем, что крестьяне стали покупать более дорогую  энергонасыщенную технику. Во-вторых, спрос на сельхозтехнику резко упал из-за неурожая засушливого 2010 года. И в-третьих, сказывается несправедливый паритет цен, который все больше смещается не в пользу продукции сельского хозяйства.
– Из-за отсутствия средств многие крестьяне заняли выжидательную позицию, не хотят рисковать и поэтому не торопятся вкладывать деньги в обновление фондов, – комментирует Григорий Кузюткин.
И все же лимит Росагролизинга в 339 млн рублей волгоградские сельхозпроизводители выбрали очень быстро – в течение двух недель. Правда, взрывного ажиотажа, по словам Григория Кузюткина, программа так и не вызвала: «Люди приходили, спокойно оформляли заявки. При этом приобрести технику смогли практически все желающие». Впрочем, по оценкам руководителей волгоградских сельхозпредприятий, «Программа обновления сельскохозяйственной техники» все же имеет ряд привлекательных сторон. Глава крестьянского фермерского хозяйства Андрей Штепо к их числу относит низкий процент за услуги лизинга – всего 3% в год, а самое главное – отсрочку платежей на первые 6 месяцев после получения техники.
– Я приобрел два «Кировца» и один МТЗ, – говорит Андрей Штепо. – Для нас, сельхозтоваропроизводителей, очень важно, что первый взнос можно сделать после того, как собран урожай, и хозяйство не будет испытывать проблем с деньгами.
С другой стороны, как отмечает Андрей Штепо, преимущества программы Росагролизинга перед кредитными программами некоторых производителей сельхозтехники не являются столь уж существенными. Например, правительство Республики Беларусь субсидирует сельхозпроизводителю, приобретающему технику на Минском тракторном заводе, львиную долю банковской процентной ставки. В результате крестьянину остается приплачивать к сумме сделки все те же 3%. Повысить привлекательность «программы обновления», по мнению главы КФХ, могла бы выдача сертификата в размере 100-200 тыс. рублей, которыми можно будет погасить первые платежи за технику.
Спрос формируют пайщики?
Какую же технику предпочли взять волгоградские крестьяне в рамках «Программы обновления»? Тракторов было приобретено 71 единица – 11 «Кировцев», 11 ХТЗ, 45 «Беларусов» и 4 другие марки. Среди комбайнов предпочтение было отдано машинам «Ростсельмаша» и «Гомельсельмаша» – 28 и 17 единиц соответственно.
Первый заместитель главы администрации Октябрьского района Андрей Клыков рассказал, что на формирование спроса на сельхозтехнику порой влияют неожиданные факторы.
– В этом году в рамках «Программы обновления сельскохозяйственной техники» Росагролизинга наш район сделал упор на покупку недорогих белорусских тракторов. Дело в том, что наши сельхозпроизводители начали уходить от гусеничной техники, а колесными МТЗ можно не только тележки таскать, но и работать с легким плугом, – говорит он.
А еще на селе обострилась конкуренция за земельных пайщиков, поэтому чтобы привлечь их на свою сторону, фермеру нужны легкие и недорогие машины, которые могут и огород вспахать, и навоз подвезти.
Как отмечают эксперты, в целом тренд снижения спроса на сельхозтехнику в Волгоградской области «Программа обновления» переломить так и не смогла. С другой стороны, недооценивать ее значение для сельских тружеников тоже было бы неверно. По крайней мере, она стала неплохим подспорьем в период, когда неблагоприятные погодные условия подкосили экономику и без того «закредитованных и перекредитованных» сельскохозяйственных предприятий.
– В этом году на полях области хорошо перезимовали озимые, есть надежда на получение богатого урожая. А это значит, что спрос на сельхозтехнику повысится и подтянет темпы ее замены, – отметил Григорий Кузюткин.