Сразу несколько кредиторов депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Михеева обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с исками к нему лично и его супруге. Признать депутата банкротом просят ООО «Зарина» и частное лицо, иск к Татьяне Михеевой предъявили Промсвязьбанк и ООО «МОЛмант». Это очередной виток кредитных споров и уголовных дел, первые из которых начались еще в 2007 году.
Семья депутата Госдумы Олега Михеева одна из первых в стране получила иски в рамках законодательства о банкротстве граждан, поправки к которому вступили в силу с 1 октября. В этот же день заявления о признании банкротом Олега Михеева подали ООО «Зарина» и частное лицо Ольга Мережа, а с иском к супруге справоросса Татьяне Михеевой выступил ОАО «Промсвязьбанк». Днем позже, 2 октября, в суд обратилось ООО «МОЛмант». На момент сдачи номера в печать в картотеке Арбитражного суда иски к господам Михеевым опубликованы не были, поэтому оценить объем и характер претензий было невозможно.
По сообщениям СМИ, на середину прошлого года сумма претензий к депутату от различных коммерческих организаций доходила до 5 млрд рублей. В их числе называют Номос-банк, Москоммерцбанк, уже обанкротившийся
АМТ-банк, правопреемником которого стал БТА-банк, казахский Казкоммерцбанк. Процедура банкротства физического лица предполагает предоставление человеком доказательств, что у него нет возможности погасить долг. При этом ему будет представлена возможность погасить долг в течение трех лет. Если за это время должник не сможет расплатиться с долгами, его имущество будут распродавать на торгах.
Олег Михеев заявил, что статус банкрота его «нисколько не смущает» и он считает этот вариант «законным выходом из кредитного рабства». У депутата большой опыт уголовных и арбитражных разбирательств. Еще в августе 2007 года на 53 предприятиях Олега Михеева прошли обыски, а сам он был задержан по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и провел в СИЗО три недели. Правда, через несколько лет ГУВД по Волгоградской области отказалось от своих следственных действий и официальных сообщений по этому делу, поэтому депутату удалось выиграть ряд исков к СМИ о защите чести и достоинства.
С 2013 года уже Следственный комитет России пытается привлечь Олега Михеева к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 (покушение на мошенничество, совершенное в особо крупном размере), а также ч. 3 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) УК РФ. Депутат подозревается в хищении 2,1 млрд рублей у Промсвязьбанка и отчуждении имущества Волгоградского моторостроительного завода (ВМЗ) на сумму 500 млн рублей.
В мае 2014 года Следственный комитет России сообщил о завершении расследования по одному из эпизодов уголовного дела в отношении Олега Михеева. По словам представителя СК РФ Владимира Маркина, речь идет о «покушении на хищение денежных средств ОАО «Промсвязьбанк» путем обмана», совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, в сентябре 2007 года Михеев, будучи председателем совета директоров и собственником акций ОАО АКБ «Волгопромбанк», при продаже принадлежащего ему пакета акций этого банка оформил с подконтрольными компаниями фиктивные договоры возмездного оказания услуг. По этим договорам он якобы обязался погасить их кредитную задолженность перед Волгопромбанком на 1,4 млрд рублей. Кроме того, Михеев оформил поручительство Волгопромбанка по этим договорам, утверждают следователи. «При этом Олег Михеев дал указание президенту банка не отражать обязательства банка в бухгалтерском учете и тем самым скрыл от покупателя акций (их выкупил Промсвязьбанк. – Прим. ред.) сведения о наличии обязательств ОАО АКБ «Волгопромбанк» лично перед ним», – отметил Маркин.
Результат расследования эпизода с имуществом ВМЗ Следственный комитет не сообщает. Однако известно, что еще в 2013 году суд признал недействительной сделку по договору инвестирования, заключенного между ОАО «Волгоградский моторостроительный завод» (ВМЗ) и Олегом Михеевым, взыскав в пользу ОАО стоимость 14 объектов недвижимости в размере около 176 млн рублей. Право на истребование этого долга и получило ООО «Зарина», которое обратилось в суд с иском о банкротстве Олега Михеева.
Примечательно, что изначально право на истребование долгов по ВМЗ было у фирмы «Кворум», которую возглавляла Ольга Мережа. Именно она несколько лет являлась директором ООО «Ротор» – фирмы, аффилированной, как считалось, Олегу Михееву.
«Важно понимать, кто первым подал заявление о банкротстве, поскольку среди должников есть практика подачи заявления о банкротстве от дружественного кредитора, – отметил партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Вязовик. – Первый из кредиторов, кто подал заявление, имеет возможность назначить лояльного финансового управляющего и контролировать через него процесс. Михеев был поручителем по достаточно большим суммам. Поэтому, я подозреваю, что он к этой ситуации готовился. Скорее всего, на нем уже никаких активов нет».
Первая стадия банкротства, предусматривающая реструктуризацию долга для граждан, не даст никаких результатов, считает эксперт. Вряд ли у депутата есть активы и официальный подтверждаемый доход, который бы позволил погасить в течение ближайших лет эти долги. На этапе реализации имущества кредиторам и арбитражному управляющему придется заняться реальным поиском активов и информацией об их выводе.
– Дальнейший успех дела будет зависеть от активности кредиторов и их готовности тратить время и деньги на то, чтобы вернуть активы. Есть успешные примеры, когда при подобных ситуациях кредиторам удается удовлетворить достаточно большой объем заявленных требований, – отмечает Александр Вязовик. – Например, так произошло с главой Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Кредиторы добились хороших результатов, несмотря на то что Пугачев и его активы – в Великобритании.
Впрочем, большую роль будет играть «качество» проведенных операций. Пугачевым был допущен ряд ошибок, которые и позволили кредиторам добраться до его денег.
Арбитраж
Арбитражный суд принял первые заявления о банкротстве от волгоградцев
С 1 октября в России вступили в силу положения главы X Федерального закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие вопросы банкротства обычных граждан и индивидуальных предпринимателей. Арбитражный суд Волгоградской области уже начал прием заявлений о признании физического лица банкротом. Только за 1 и 2 октября в картотеке арбитражных дел было зарегистрировано девять заявлений от волгоградцев, семь – в четверг и два – в пятницу. Примечательно, что из них пять заявлений были поданы от лица кредиторов, оставшиеся же четыре в суд подали сами должники. В пресс-службе судебного органа пояснили, что все заявления будут рассмотрены в установленном законом порядке на заседании арбитражного суда. Для сравнения, только на утро 1 октября в Москве арбитражным судом было зарегистрировано порядка 79 заявлений от банков о банкротстве физлиц. По различным оценкам экспертов, процедуру банкротства в Волгоградской области могут пройти около 2,5 тыс. человек.
Фото Виталий Студенцов