Перестаньте доить покупателей!

Перестаньте доить покупателей!
Как поставить на место продавцов

Практически каждый день вечером усталый городской житель заходит в супермаркет и берет первый попавшийся пакет молока – в надежде, что полезный продукт вернет силы. Корреспондент «ВП» узнала, есть ли молоко в молоке, которое сегодня поступает в магазины, и как обосновать свои претензии торговой точке, если был куплен некачественный товар.

«Мы рады требовательным и недовольным»

Несмотря на то что молоко каждый день оказывается в ее продуктовой корзине, общественный контролер региональной Ассоциации по защите прав потребителей Елена Асанова всегда скрупулезно относится к его выбору.

Мы идем с ней в один из сетевых магазинов, расположенный на улице Чуйкова. По статистике, потребители чаще всего покупают товары первой необходимости именно в таких торговых точках.

Молоко здесь занимает самое почетное место – весь длинный стеллаж напротив от входа. Елена выбирает продукт по способу его обработки.

– Каждый сам решает, какое молоко пить, – говорит Асанова. – Одна из форм хранения – это ультрапастеризация. В течение нескольких секунд продукт нагревается до температуры свыше 100 градусов Цельсия, все вредные бактерии умирают, а полезные остаются. Такое молоко хранится очень долго. Но самый большой долгожитель – стерилизованное молоко, которое, как известно, лишено и вредных, и полезных микроорганизмов из?за долгого кипячения.

По мнению Елены, лучше покупать обычное пастеризованное молоко. Хранится оно несколько суток, но зато для каждой хозяйки – кладезь рецептов. Именно при его применении получаются самые вкусные каши. А за счет того что обработка происходила при температуре 65–90 градусов, из такого молока можно легко приготовить домашний кефир, так как в нем содержится много полезных молочнокислых микроорганизмов.

Именно его и берем в магазине – два пакета в удобной таре, похожей на кувшинчик. Пробиваем на кассе и… спустя несколько минут обнаруживаем, что срок годности, указанный на пакетах, истек двое суток назад. То есть у нас в руках уже «незапланированный кефир».

– Потребитель вправе обратиться в магазин за возвратом стоимости купленного товара с истекшим сроком годности, даже если он не взял чек, – отмечает Асанова. – Подтверждением может служить выписка из банка, если покупка оплачена пластиковой картой, наличие двух свидетелей или же съемка видео-

камеры – сегодня они установлены во многих торговых точках.

Но у нас главное доказательство – чек. Заведующая магазином Галина Калачева предлагает взамен двух пакетов неликвидного продукта четыре свежих. Отмечает, что сегодня не удовлетворить такое требование покупателя, защищенного федеральным законодательством, себе дороже.

– Суд, проверки Роспотребнадзора чреваты внушительными штрафами, – говорит Галина Калачева. – А покупатель, который обратился к нам с замечанием, – это всегда благо. Поэтому рады таким внимательным потребителям – фактически они выполняют работу «тайных покупателей» и должны быть вознаграждены.

Торговый спецназ

Как поясняет Елена Асанова, штаты «тайных покупателей» сегодня содержат практически все крупные сетевики. Однако такие «спецслужащие» выступают в первую очередь на стороне интересов крупных ритейлеров, а не бабушек с авоськами или молодых мамочек, для которых покупка молока – дело особой важности.

Лица «тайных» уже примелькались персоналу – вместе с мерчендайзерами (специалистами по выкладке товара) они правят бал в гипермаркетах, оставляя на полках товары с истекающим сроком годности.

Заходим в несколько гипермаркетов и везде видим похожую картину. Молоко не первой свежести, но еще разрешенное к продаже, находится в первых рядах, а только что привезенный товар томится в самых недрах стеллажей.

Цены, отмечает Асанова, в этом сезоне достаточно стабильны. Однако, по мнению руководителя крупного агрохозяйства Виктора Левкина, этот факт мало связан с ростом удоев на волгоградских предприятиях.

– Пока растут лишь «удои» у производителей пальмового масла и сухого молока, – говорит эксперт. – Ведь даже если мы покупаем в магазине молоко с маркировкой «волгоградское», не факт, что оно было надоено у местных буренок. Некоторые производители хитрят, лишь разливая и упаковывая сырье, купленное, к примеру, в Китае.

С товаропроизводителем согласна и руководитель Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний Ольга Ускова.

– Любой гражданин может обратиться в наше учреждение, чтобы получить заключение, соблюден ли регламент по маркировке продукции, – поясняет Ольга Ускова. – Покупатели зачастую путаются в фактических и юридических адресах, иногда на пакетах той же молочной продукции отсутствуют данные, где закупалось сырье.

Как отмечает эксперт, любой покупатель должен быть уверен, что в волгоградских магазинах реализуются продукты питания надлежащего качества, которые соответствуют ГОСТу и всем нормативам.

Поэтому необходимо исключить случаи, когда наши жители в надежде на покупку целебного напитка на самом деле расплачиваются за продукт сомнительного качества. Причем не только деньгами, но и здоровьем.

СПРАВКА «ВП»

Молоко под микроскопом

Как эксперты проверяют целебный напиток:

по органолептическим показателям (вкус, запах, цвет);

 по показателям безопасности (наличие токсичных элементов, пестицидов, радионуклидов);

 по физико-химическим показателям (массовая доля жира, массовая доля белка, кислотность, плотность);

 по микробиологическим показателям (наличие микроорганизмов).