Почта России: курс на развитие в соответствии с потребностями государства и общества. Первые итоги

Почта России: курс на развитие в соответствии с потребностями государства и общества. Первые итоги
От убытков и стагнации к модернизации и развитию: на секции «Почтовая связь» расширенного заседания Коллегии Минкомсвязи Почта России отчиталась об изменениях, которые произошли на предприятии с 2008 по 2011 год.

Главным достижением федерального почтового оператора за обозначенный период стало самостоятельное преодоление негативных тенденций: нарастания убыточности и износа инфраструктуры. Эти факторы в совокупности являлись непреодолимым препятствием на пути повышения качества и технологического уровня услуг почтовой связи в России, а также эффективности деятельности Почты и материального благосостояния основного персонала предприятия. Перейти от выживания к развитию федеральному почтовому оператору удалось, несмотря на сложнейшие условия, в которые он поставлен. При отсутствии государственных инвестиций Почте России необходимо самостоятельно зарабатывать средства на модернизацию инфраструктуры колоссальных масштабов, которая не обновлялась более двух десятилетий, и одновременно на покрытие миллиардных убытков от социальной деятельности – оказания регулируемых услуг по тарифам ниже себестоимости. Государственные субсидии покрывают их лишь частично. Например, по итогам 2011 года общий убыток Почты России от регулируемой деятельности составил почти 12 млрд рублей, из этой суммы государство компенсировало 47%. За последние четыре года федеральный почтовый оператор направил на перекрестное субсидирование убытков от социально значимых услуг почти 20 млрд рублей, которые могли бы быть инвестированы в развитие.
С 2009 года Почта России смогла вырваться из замкнутого круга, когда высокий износ инфраструктуры и устаревшая технико-технологическая база предопределяли недостаточное качество услуг и снижали конкурентоспособность, из-за чего предприятие не могло заработать деньги для инвестиций в инфраструктуру и технологии. В течение трех лет почтовый оператор обеспечил почти 40%-й рост выручки, 56%-й рост производительности труда.
Как отметила директор УФПС Волгоградской области-филиала ФГУП «Почта России» Юлия Гурьянова, сегодня, несмотря на существующие препятствия в развитии почтовой отрасли, такие как изношенность инфраструктуры, большая доля ручного труда, а также высокий процент нерентабельности отделений почтовой связи - а сегодня по Волгоградской области их более 72% - в 2011 году общий доход филиала вырос на 22%; 72 млн рублей инвестировано в развитие почтовой отрасли региона.
Почта России создала финансовую основу для выполнения обязательного условия повышения качества почтовых услуг и сервиса – модернизации и технологического обновления. Инвестиции в модернизационные проекты за счет собственных ресурсов Почты России выросли с 5,5 млрд рублей в 2009 году до 8,5 млрд рублей в 2011 году. Государство в модернизацию предприятия не инвестирует, поэтому ее темпы отстают от необходимых для решения задачи скорейшего превращения Почты России в современного высокоэффективного почтового оператора, в полной мере отвечающего потребностям общества.
Стратегическими инициативами Почты России в период с 2009 по 2011 годы стали:
- внедрение Программы инновационного развития;
- разработка Стратегии развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах;
- разработка Концепции реорганизации ФГУП «Почта России» в виде преобразования в открытое акционерное общество.
Ключевыми задачами Почты России на среднесрочную перспективу являются увеличение скорости доставки, повышение качества обслуживания, дальнейшая модернизация предприятия, развитие новых услуг и повышение конкурентоспособности на ключевых бизнес-направлениях, повышение доступности финансовых услуг для населения России, рост производительности труда и средней заработной платы работников, повышение общей эффективности функционирования.