Именно поэтому сегодня многие учебные заведения профобразования заключают договора о сотрудничестве с крупными работодателями, чтобы, используя их опыт и базу, готовить высококвалифицированных сотрудников для этого предприятия. Выигрывают от такого партнерства и обучающиеся. У них есть возможность проходить практику на производстве, при хорошей успеваемости получать стипендию, которую выплачивает предприятие, а после получения диплома иметь гарантированное место работы.
Примером положительного опыта взаимодействия с работодателями можно назвать Волгоградский колледж управления и новых технологий, промышленно-технический колледж, техникум нефтяного и газового машиностроения, колледж ресторанного сервиса и торговли. Все они активно сотрудничают с целым рядом крупных предприятий и организаций региона, куда впоследствии их выпускники трудоустраиваются.
– Создание привлекательной системы профобразования должно быть обеспечено эффективной деятельностью и самого учебного заведения, а также независимой оценкой качества профобразования, – считает первый замминистра образования и науки региона Александр Калинин. – Процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям обеспечивает сертификация. В этом году с помощью Волгоградской торгово-промышленной палаты начал успешно реализовываться проект «Выбери себе специалиста», который помогает сблизить систему образования и рынок труда.
Несмотря на это сближение на многих аграрных предприятиях в районах области существует проблема нехватки хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий. Не всегда местные училища и техникумы могут предложить эти кадры.
Крупные предприятия проблемы кадрового голода начали решать давно, и сами пошли на контакт с образовательными учреждениями. Многие поддерживают тесные отношения не с одним, а целым десятком училищ и техникумов региона.
По словам генерального директора «Волгограднефтемаша» Александра Лазарева, отношения работодателей и образовательных учреждений перешли на качественно новый уровень после создания в регионе министерства образования и науки. «Мы увидели готовность к сотрудничеству, – говорит он. – С нами советуются по серьезным организационным моментам, по согласованию учебных программ и организации учебного процесса. Сегодня нас волнует снижение количества обучающихся. Возможно, нужно проводить профориентационную работу. Неплохой был сделан ход при преобразовании училищ в техникумы. По своему опыту вижу, что возросло число родителей, которые готовы отдать своих детей туда учиться, чтобы впоследствии они пришли работать на завод».
Сегодняшние преобразования в сфере профессионального образования связаны, с одной стороны, с тем, что система должна максимально повернуться к рынку, готовить специалистов, востребованных экономикой. С другой – это связано с требованиями нового закона «Об образовании».
Министр образования и науки региона Александр Коротков заверил, что в ближайшие годы количество мест в учебных заведениях профессионального образования по рабочим специальностям будет только расти. Так было и в этом году, а сокращения коснутся экономических и юридических специальностей в тех училищах и техникумах, где они не являются профильными.