Сделать платежи за коммунальные услуги не только прямыми, но и прозрачными – вполне посильная задача для профильных ведомств региона и муниципалитетов. И чем быстрее она будет решена, тем скорее в сфере коммунального хозяйства будет наведен порядок. К такому выводу пришли участники заседания комиссии по ЖКХ, благоустройству и окружающей среде Общественной палаты Волгоградской области.
Неплатежи на протяжении всех последних лет – одна из основных проблем коммунальной отрасли региона. Причем она касается как управляющих компаний и коммунальных предприятий, так и населения. В свете же роста коммунальных платежей с 1 июля 2013 года, как отметили общественники, эта проблема грозит обостриться еще сильнее. Ведь многие жильцы, пока не разберутся, что к чему, не будут оплачивать счета. А это в свою очередь может сказаться на выполнении графика погашения задолженности за ресурсы и обострить и без того непростую ситуацию.
– Но до тех пор, пока в коммунальной сфере действует механизм двойных стандартов, нельзя надеяться на положительный результат, – отметил начальник отдела министерства строительства и ЖКХ Волгоградской области Олег Тетерятник. – Двойными стандартами я называю ситуацию, при которой коммунальные операторы, с одной стороны, по законодательству обязаны производить оплату поставщикам ресурсов точно в сроки, предусмотрен даже авансовый платеж. А с другой – эти самые операторы играют уже совершенно по другим правилам, когда речь заходит об оказании услуг. Здесь уже нет ни авансовых платежей, ни того механизма востребования долгов от потребителей, тем более от населения, который действует в отношении самих коммунальных организаций. В результате коммунальные предприятия, чтобы рассчитываться с ресурсниками, вынуждены кредитоваться, и чем дольше они работают, тем больше становятся их долги.
В начале года для того, чтобы стабилизировать ситуацию с долгами, региональное правительство предложило областному центру механизм прямых расчетов граждан с ресурсоснабжающими организациями. Но в связи с тем, что администрация Волгограда не обеспечила переход на прямые расчеты в первоначально установленный срок до 1 мая нынешнего года, губернатором Волгоградской области срок по переходу на прямые расчеты был продлен до 1 сентября 2013 года. И вопросы, по словам городских чиновников, по-прежнему остаются.
– Сейчас главное – установить природу неплатежей и понять, кто сколько недоплачивает, – считает заместитель руководителя департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда Евгений Торгашов. – С этой целью мы предложили ресурсоснабжающим организациям, управляющим компаниям и расчетно-кассовым центрам заключить трехстороннее соглашение, которое обеспечит сторонам доступ к базе данных плательщиков и позволит отследить движение их средств. Одна из управляющих компаний также дала согласие на установку специальной программы, при помощи которой мы теперь видим все поступления платежей и дальнейшее управление ими. Все это скоро позволит досконально разобраться, кто же сегодня основной неплательщик – управляющие компании или население, и понять, как решать проблему.
Участники встречи также отметили еще одну недавнюю инициативу по наведению порядка в платежах – создание единого информационно-вычислительного центра. Но здесь, по словам Евгения Торгашова, возникает ряд сложностей. В частности, непонятно, каким образом смогут объединиться частные структуры, которые сегодня работают на этом рынке.
– Нужно соединять информационное пространство, а не их капиталы, – заявил на это председатель комиссии по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей среды Общественной палаты области Олег Капустин. – В регионе следует создать единую информационную систему прохождения платежей, чтобы каждый мог на своем уровне отследить, куда пошли его деньги. Рядовой плательщик, например, открыл бы соответствующую программу и посмотрел, куда направлены его средства, мэру была бы доступна ситуация по городу, а губернатору – по всему региону. Тогда у нас была бы ясная картина и с поступлениями, и с неплатежами.
Другая важнейшая задача, как отметил Олег Капустин, разъяснительная работа. Современный собственник жилья должен быть активным, информированным в коммунальных вопросах гражданином. А лучше всего помочь жильцам разобраться во всех новшествах смогли бы управдомы, институт которых, по мнению Капустина, необходимо возрождать. Потому что управдом – это тот человек, который досконально знает ситуацию в доме и к которому раньше жильцы могли обратиться с любым вопросом.