Если эта инициатива будет поддержана в Госдуме, то почти всем компаниям и предпринимателям понадобится перейти с сегодняшних контрольно-кассовых машин на электронную кассовую технику, которая обеспечивает передачу данных по продажам через оператора фискальных данных налоговикам.
В документе прописаны правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Она должна будет использоваться при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории Российской Федерации. В случае оплаты через Интернет продавец обязан будет передать покупателю кассовый чек в виде электронного документа. При этом замена техники – не единственная необходимость. В случае принятия новшества предприниматели также должны будут отражать в кассовом чеке больше обязательных реквизитов. В частности, в числе добавленных данных налоговая система продавца, адрес выдачи чека, название оператора фискальных данных. Отдельно нужно будет указывать ставку и размер налога на добавленную стоимость.
Новшество коснется большей части предпринимателей. Его инициаторы готовы освободить лишь некоторые специфические виды деятельности. Сюда относится продажа газет и журналов, проездных документов, мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив, а также из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами. Таким образом, для продавцов, применяющих ЕНВД и патентную систему, будет отменено право отказаться от контрольно-кассовой техники.
Налоговые махинации будут караться серьезными штрафами – до 1 миллиона рублей на юридических лиц. Сумму штрафа предполагается напрямую привязать к сумме расчета, не зафиксированного на кассе.
Чтобы не вызвать коллапс по отдельным направлениям торговли, Минфин позволит предпринимателям в течение 3 лет использовать кассовые аппараты, поставленные на учет до 2016 года.
В Минфине утверждают, что налаживание налоговой дисциплины и обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей усложнит жизнь лишь недобросовестным бизнесменам, использующим серые схемы ухода от налогов.
Таким образом, налоговики смогут сосредоточиться только на недобросовестных компаниях. За последние годы больше половины оперативных проверок, а в 2014 году более 80?% проверок, выявили нарушения в сфере применения ККТ. Все это свидетельствует о сокрытии полноты учета выручки и соответственно потерях бюджета. При этом в настоящее время налоговый инспектор имеет доступ к ККТ фактически в двух случаях: при выходе на место установки аппарата в ходе проверки или при ежегодной его перерегистрации в налоговом органе. А это при более чем 2,5-миллионном парке ККТ достаточно сложно и не исключает проверки добросовестных налогоплательщиков.