Рост вопреки трудностям
Заседание началось с приятного мероприятия – награждения призеров окружного этапа всероссийского конкурса «Экспортер года» в ЮФО. Ими стали местные производители жидкой теплоизоляции, трубной продукции, строительных материалов, автохимии и моющих средств, а также больница скорой медицинской помощи.
– Быть конкурентоспособными и выходить на мировой рынок нам помогает региональный Центр поддержки экспорта, – рассказал директор предприятия по производству жидкой теплоизоляции Александр Бояринцев. – В прошлом году около 80% своей продукции мы продали за рубеж при поддержке Центра экспорта – это страны Евросоюза, где ценятся экологичность, качество, функциональность и высокая экономичность продукции.
2020 год был экономически сложным из-за пандемии, тем не менее региону удалось на 27% увеличить объем экспорта и на 20% снизить импорт. Основу волгоградского экспорта по-прежнему составляет сельхозпродукция, химия, машины и оборудование, металлоконструкции и др.
В целом регион имеет серьезный внешнеторговый потенциал, и перед ним стоит задача – удвоить до 2024 года объем несырьевого экспорта, заявила заместитель губернатора Анна Писемская.
Для реализации амбициозной задачи разработан региональный проект «Промышленный экспорт Волгоградской области». В приоритете – развитие индустриального сектора с привлечением средств инвесторов и господдержки, создание востребованной рынком продукции и увеличение объемов производства. Кстати, за последние четыре года 27 волгоградских промышленных экспортеров – это предприятия химической и металлургической отрасли, стройиндустрии – получили около 2,5 млрд рублей господдержки. В прошлом году на развитие внешнеторговой деятельности было привлечено более 680 млн рублей господдержки.
Поддержка для экспортеров
Самыми востребованными видами господдержки у волгоградских экспортеров является компенсация части затрат при транспортировке продукции на экспорт, льготный кредит под 4,5% для предприятий, реализующих экспортный бизнес-план, бесплатное или на условиях софинансирования (30 на 70%) участие в бизнес-миссиях и международных выставках. Волгоградские предприятия также активно пользуются услугами по сертификации и омологации товаров, регистрации интеллектуальной собственности за рубежом, размещения на международных электронных площадках, цифровыми сервисами для экспортеров.
Представителям малого и среднего бизнеса всестороннюю помощь оказывает региональный Центр поддержки экспорта. В этом году план работы скорректирован с учетом экономической ситуации и новых вызовов.
– Мы работаем с двумя категориями местных производителей – это те, кто уже вышел на мировой рынок, и те, кто только собирается его покорять, – говорит директор центра Виктория Афанасова. – Главные критерии: компания должна быть субъектом малого или среднего бизнеса, зарегистрирована и работать на территории региона. Им предлагаем три вида поддержки – консалтинговые услуги для повышения конкурентоспособности, услуги по работе с иностранными сайтами, сертификации, маркетингу, защите интеллектуальной собственности и поиск зарубежных партнеров.
Уже в марте волгоградские предприятия, планирующие выходить на мировой рынок или увеличить долю присутствия на нем, могут поучаствовать в международных выставках в рамках регионального стенда. Например, три местных предприятия изъявили желание заявить о себе на зерновой выставке, которая пройдет в Объединенных Арабских Эмиратах. Также волгоградцев ждут в Беларуси и Казахстане. Поскольку наш регион хорошо известен как аграрный, то особый интерес для экспорта представляет сельхозпродукция, в частности, зерно, овощи, плоды, а также продукция их переработки.
– В прошлом году местные аграрии собрали 5,1 миллиона тонн зерна, из них 4 миллиона тонн вывезено за пределы региона, в том числе на экспорт – 1,1 миллиона тонн, – отметил заместитель губернатора Василий Иванов. – Этим занимаются трейдеры, имеющие глубоководные порты. В регионе открылся новый завод по глубокой переработке кукурузы, который выпускает мальтодекстрины. 50% этой продукции будет идти на экспорт.
Высоким спросом на мировом рынке пользуется продукция волгоградских предприятий, выпускающих премиксы для сельхозживотных, фруктовые соки и пюре, консервированные овощи, сушеные овощи, шрот и растительное масло, сухую молочную сыворотку, посадочный материал – рассаду овощей. При этом они могут воспользоваться господдержкой – компенсацией части затрат на логистику товара.
Однако волгоградские предприниматели переживают, что с увеличением объема экспорта предприятиям придется больше тратить средств на перевозку и доставку грузов. Поэтому они предложили заложить в региональном бюджете средства на усиление субсидирования этой статьи расходов. Пока же деньги идут только из федерального фонда. Также они считают большой проблемой рост цен на сырье, в частности, стоимость металла увеличилась в два раза. В результате этого дорожает конечный продукт и иностранные партнеры зачастую отказываются от заказов.
Понятно, что на региональном уровне многие из возникающих у предпринимателей вопросов невозможно решить, однако областные власти их проработают и представят в федеральном центре.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий