Волгоградская область выходит из «токсичной зоны» автострахования

Волгоградская область выходит из «токсичной зоны» автострахования
В нашем регионе впервые сборы по ОСАГО превысили выплаты, что может свидетельствовать об уходе с рынка так называемых «автоюристов», которые зарабатывали на подставных ДТП и судебных тяжбах со страховщиками.

Смогут ли теперь волгоградцы купить «чистые» полисы ОСАГО без навязанных допуслуг и что изменится в связи с новой реформой автострахования? Об этом мы поговорили с руководителем Отделения Волгоград Южного ГУ Банка России Дмитрием Каменевым.

– Ситуация с «автогражданкой» в Волгоградской области в последние годы была непростой. По версии РСА, мы занимали первое место среди регионов России по «токсичности» ОСАГО, то есть проценту подставных ДТП и других мошенничеств в этой сфере. Затем в 2017 году мы уступили «пальму первенства» некоторым южным регионам и стали третьими в списке РСА, потому что соседи показали худшую динамику. Сейчас работает натуральное возмещение, завершено расследование уголовного дела по банде «автоюристов». Что-то изменилось за последний год?

– Действительно, в нашем регионе ситуация была непростой. У граждан были проблемы с приобретением полисов ОСАГО, поскольку страховщики, пытаясь компенсировать убытки, старались продать дополнительные продукты, что увеличивало стоимость полисов. Мы получали жалобы на навязывание дополнительных услуг, отсутствие бланков полисов ОСАГО и т.д.

Но в 2018 году ситуация с выплатами улучшилась, убыточность начала снижаться, сейчас страховые компании нацелены на гибкий, дифференцированный подход к клиентам. Страховщики стали меньше платить за ущерб, это говорит о том, что из выплат исключились дополнительные суммы, не связанные с возмещением ущерба, например пени и штрафы. Напомню, недобросовестные автоюристы использовали законодательство, чтобы выудить из страховых компаний дополнительные средства, которые зачастую превышали стоимость ремонта.

– Каковы показатели в цифрах?

По итогам первого полугодия 2018 года в Волгоградской области общий объем выплат в рамках ОСАГО снизился на 59% по отношению к прошлому году: в 1-м полугодии 2017 года страховщики выплатили в регионе 2,05 млрд рублей, а в 1-м полугодии текущего года только 0,8 млрд рублей. При этом объемы страховых премий по ОСАГО за первые шесть месяцев текущего года выросли на 14% – с 0,9 млрд рублей до 1,03 млрд рублей.

– Почему?

За этот период на 30 тысяч увеличилось количество заключенных договоров – то есть доступность полисов стала выше и ОСАГО уже не является для местных страховщиков убыточным продуктом. Все это стало возможным благодаря комплексу мер, который Банк России поэтапно внедряет. Как вы помните, с 2017 года страховщики стали в обязательном порядке продавать электронные полисы ОСАГО, что позволило сделать этот продукт более доступным. Был введен приоритет натурального возмещения, то есть ремонт машины вместо возмещения деньгами. Увеличен до 14 календарных дней «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от ненужного или навязанного добровольного страхования к обязательному полису ОСАГО.

– Как вы считаете, такая позитивная динамика сохранится?

– Есть все предпосылки к этому, потому что сейчас готовится ряд изменений в работе страховщиков в сфере автострахования. Компании в дальнейшем будут заинтересованы работать с волгоградцами.

– В общих чертах – в чем заключается новая реформа обязательного страхования автогражданской ответственности?

– Цель предстоящих изменений – сделать тариф по ОСАГО индивидуальным и справедливым для каждого водителя. Например, в действующей системе тариф, по сути, усредненный, к тому же он привязан к территориальному коэффициенту. И получается, что добросовестный водитель сегодня по факту платит и за себя, и за тех, кто лихачит на дорогах. Поэтому Банк России совместно с Минфином разработал комплекс мер, который поможет учесть индивидуальные особенности каждого водителя. В результате реформы стоимость полиса для большинства водителей должна снизиться, а лихачам придется платить больше.

– Отмену каких коэффициентов предполагает реформа? Как это отразится на стоимости полиса в нашем регионе?

– Будет отменен ряд коэффициентов, которые сейчас не обеспечивают индивидуальный подход и признаны неэффективными. В целом реформа ОСАГО рассчитана на три этапа.

На первом этапе будет изменен порядок расчета коэффициентов«бонус-малус» (КБМ) и «возраст-стаж» (КВС), а также будет расширен тарифный коридор по ОСАГО. КБМ – это коэффициент, повышающий стоимость полиса при аварийности и понижающий при безаварийной езде. Сейчас жалобы на применение этого коэффициента – самые многочисленные среди жалоб по ОСАГО в нашем регионе.

Предполагается, что у каждого водителя будет только один КБМ, а не несколько, как это практикуется сейчас, причем оставят самый низкий из них. Он будет назначаться водителю 1 апреля каждого года и действовать в течение года, независимо от количества заключенных договоров ОСАГО и тех полисов, в которые водитель вписан.

Есть еще несколько плюсов новой системы: будут убраны лазейки для махинаций с КБМ. Сейчас КБМ обнуляется до единицы, если водитель год не был вписан ни в один полис. Этим пользуются аварийные водители, обнуляя таким образом повышающий коэффициент.

Что касается коэффициента «возраст-стаж», например, для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, для молодых и неопытных – повышен, а еще создаются льготные условия для лиц старше 59 лет. Сейчас действует четыре градации ступеней, а будет введено 58. Это также позволит сделать цену полиса индивидуальной.

– Когда это планируется сделать?

– Мы рассчитываем, что в первой половине 2019 года, поскольку в настоящее время нормативный акт, регламентирующий новый порядок, проходит регистрацию в Министерстве юстиции.

На втором этапе планируется отказаться от коэффициентов, которые признаны не очень эффективными, – территориального и коэффициента мощности. И предоставить страховым компаниям право устанавливать индивидуальный базовый тариф для каждого водителя.

Третий этап будет заключаться в предоставлении возможности устанавливать свободный тариф. Но к этому этапу можно будет перейти только после того, как мы оценим последствия реализации первых двух этапов и сможем сделать вывод, что решена проблема с доступностью полисов, отсутствуют злоупотребления страховщиков по цене, по навязыванию дополнительных услуг и при урегулировании страховых случаев.

– Когда планируется отмена территориального коэффициента?

– Это изменение, как я уже сказал, запланировано на перспективу, на втором этапе реформы. Сейчас жители схожих по плотности движения и находящихся рядом населенных пунктов могут платить по-разному, так как относятся к разным субъектам РФ. Это неправильно. Страховщик сам должен анализировать плотность движения в конкретном поселке, качество дорог и другие аспекты, оказывающие влияние на качество езды и, как следствие, стоимость полиса. Но менять ставку он сможет только в разрешенном тарифном коридоре. Кроме того, если водитель не согласен с тем, как оценено его место жительства, он сможет обратиться в другую страховую организацию и найти для себя наиболее выгодное предложение.

– Речь шла еще об отмене коэффициента мощности авто?

– Совершенно верно, это также входит в планы второго этапа реформы. Разумеется, что более мощный автомобиль может причинить больше вреда, однако, согласно статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил, а для них все еще действует повышающий тариф.

– Реформа ОСАГО займет около трех лет?

– Уместнее говорить именно о трех этапах реформы ОСАГО. Главное, что в результате внедрения этого комплекса мер для каждого водителя будет устанавливаться индивидуальный тариф.

 В начале интервью вы сказали, что по итогам реформы тарифы для большинства водителей будут ниже. Есть ли в этом уверенность?

– Актуарные расчеты (специализированные расчеты страховых тарифов на основе методов математического анализа. – Прим. ред.) показывают, что для безаварийных водителей цена действительно будет ниже, а лихачам придется платить больше. К тому же никто не отменял контроля за соблюдением тарифной политики со стороны Банка России. У ЦБ будет возможность ограничивать излишний рост тарифов, если актуарные расчеты, статистические выкладки будут показывать, что та или иная компания устанавливает тариф, исходя не из уровня убыточности, а руководствуясь желанием получить дополнительную прибыль.

Проверили на себе

Еще недавно страховка автомобиля в Волгоградской области была огромной проблемой – мы неоднократно писали про всевозможные препятствия, которые придумывали страховщики. Корреспондент «Волгоградской правды.ру» попытался купить ОСАГО в Волгограде без навязанных дополнительных услуг для автомобиля мощностью 102 л.с. Тем более полис у нашего корреспондента был давно просрочен.

Телефонные звонки по номерам пяти случайно найденных в интернете компаний показали, что для такого автомобиля страховщики готовы продать «чистый» полис по цене от 5 до 7 тыс. рублей. Однако сроки ожидания отличались от одного до трех дней.

В результате нашему корреспонденту удалось купить полис за 6 тыс. рублей недалеко от офиса редакции – без дополнительных услуг и с ожиданием около 30 минут в живой очереди. Между тем еще год назад этот же автомобиль с трудом удалось застраховать по цене 9 тыс. рублей с дополнительной услугой.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях