Управлять заводом по скайпу
«Красный Октябрь» — крупнейший производитель спецстали в России, по ряду позиций только здесь выпускают заготовки для российского оборонно-промышленного комплекса. Поэтому, когда в 2015 году начались очень запутанные арбитражные разбирательства между основным собственником предприятия Дмитрием Герасименко и кредиторами комбината, ситуацией заинтересовались МВД и ФСБ.
В апреле 2016 года на предприятии прошли обыски — следователи подозревали, что завод пытаются увести из-под контроля государства, накапливая искусственную задолженность. Для этого используется популярная схема из 90-х годов: предприятие продает свою продукцию не напрямую, а через специальные «торговые дома».
Все вроде бы законно, однако эти посредники получают изделия по заниженным ценам, а продают уже по рыночным. В результате почти вся прибыль выводится – ее получает не сам завод-изготовитель, а владельцы «фирм-прокладок».
Так, в 2015 году на фоне роста выпуска оборонной промышленности и «смежников» комбинат «Красный Октябрь» показывал убытки, хотя фактически сталевары были загружены заказами.
Собственно, именно по этой схеме в прошлые годы было загублено уникальное предприятие – волгоградский завод «Химпром». Чтобы этот сценарий не повторился на «Красном», региональные власти забили тревогу и попытались посадить за стол переговоров Министерство промышленности и торговли РФ, собственников и кредиторов комбината. Однако Герасименко на эту встречу не явился.
В мае 2015 года он был задержан в Москве и этапирован в Челябинск, где ему предъявили обвинение в причинении имущественного вреда путем обмана (пункты а, б ч. 2 ст. 165 УК РФ). Бизнесмену удалось освободиться под залог в 10 млн рублей, после чего он уехал в Италию. Затем его след обнаружился на Кипре – Герасименко оттуда по скайпу управлял комбинатом.
Офшор из Швейцарии банкротит стратегическое предприятие
Между тем, Минпромторг России тогда одобрил проект создания на «Красном Октябре» уникального производства толстолистового проката, завод включили в выполнение гособоронзаказа по выпуску новейших образцов военной техники.
Планы развития комбината обсуждались в 2016 году и во время визита в регион вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК.
— Со своей стороны областная администрация будет помогать инвесторам, — заявил тогда Андрей Бочаров. — Предприятие находится в жилой зоне, в связи с чем нужно ускорить установку очистного оборудования, тем более что речь об этом идет давно.
Однако скандалы с руководством и странная, запутанная схема собственности привели к тому, что комбинат несколько раз срывал сроки поставок оборонных заказов, рабочие выходили на митинги в связи с задержками зарплат.
На фото: апрель 2016 года — губернатор Андрей Бочаров вместе с надзорными органами пытается распутать клубок проблем «Красного Октября».
В мае 2018 года на предприятии ввели процедуру наблюдения. С заявлением об этом в Арбитражный суд обратилась швейцарская фирма «RED OCTOBER INTERNATIONAL S.A.», президентом которой является сам Дмитрий Герасименко. Эксперты говорят, что это может быть признаком попытки «управляемого банкротства», ведь долги комбината Герасименко стал активно накапливать именно на этой иностранной фирме.
Однако суд определил независимого наблюдателя, а 8 ноября, рассмотрев итоги процедуры наблюдения, также выбрал независимого конкурсного управляющего. Активно участвовала в процессе и налоговая инспекция – она тоже подала заявление о банкротстве «Красного», поскольку комбинат задолжал по налогам более 600 млн рублей.
– Суд принял справедливое и взвешенное решение, – считает адвокат Адвокатской палаты Волгоградской области Алексей Винокуров. – Позиция ФНС России понятна, ведь процедура банкротства была инициирована структурами, зависимыми от Герасименко. Если бы других должников не оказалось, то на назначение конкурсного управляющего могли повлиять именно зависимые от Герасименко структуры. А так суд назначил конкурсного управляющего методом случайной выборки. То есть собственник комбината добился его банкротства, но вряд ли остался доволен независимым управляющим.
Губернатор вместе с рабочими «Красного»
В июне 2018 года руководство предприятия просто сбежало и бросило коллектив с долгами по зарплате. Росла задолженнось и за энергоресурсы. Только после вмешательства руководства региона и федерального центра был возвращен контроль над оборонной частью «Красного Октября», а с 3 сентября на АО «ВМЗ «Красный Октябрь» восстановлена работа.
После решения арбитража представители коллектива и профсоюзные лидеры «Красного Октября» встретились с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым — металлурги попросили у него помощи и поддержки.
— К сожалению, средства, которые зарабатывались на протяжении всего этого времени предприятием, не оставались не только в Волгоградской области, но и в России — все они уходили за рубеж через торговые дома, — отметил Бочаров. — Мы видим результат неэффективного управления. Желание обанкротить предприятие и на этом больше заработать — это уже не первый случай на «Красном Октябре». Мы будем принимать активное участие не только в стабилизации положения на комбинате, нас волнуют и вопросы развития предприятия.
Сейчас на нем работают 3,5 тысячи человек, причем среди них много трудовых династий.
— Нам хотелось услышать что-то положительное и обнадеживающее, чтобы почувствовать уверенность в завтрашнем дне. Для коллектива это очень важно, ведь рабочие устали от всего происходящего, — отметила заместитель председателя профкома комбината «Красный Октябрь» Оксана Бируля. — И мы услышали губернатора позитив. У нас появилась надежда на то, что волгоградские металлурги будут работать и кормить свои семьи.
НАША СПРАВКА
Чем известен Дмитрий Герасименко
В марте 2013 года бизнесмен был снят нарядом полиции с авиарейса «Волгоград — Москва» из-за оскорбления проводницы и бурного поведения, которое ряд СМИ назвал «пьяным дебошем». Сам Герасименко пояснил, что он просто радовался победе своей баскетбольной команды.
В 2015-2016 годах бизнесмен был фигурантом нескольких уголовных дел по факту растраты кредитов, выданных «Красному Октябрю», а также незаконному выводу его активов в швейцарскую фирму «Red October International». Следователи подозревают, что Герасименко с сообщниками из числа конкурсных управляющих провел отчуждение значительной части имущества предприятия.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий