Депутаты гордумы Волгограда утвердили в первом чтении муниципальный бюджет на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов с минимальным дефицитом 2,4?% вместо прежних 10?%. Впервые документ построен по «программному» методу – почти 80?% бюджета сформировано в 13 муниципальных программах.
Ранее проект документа был одобрен на публичных слушаниях, а теперь представлен на рассмотрение городских депутатов в первом чтении.
Общий объем доходов Волгограда на 2016 год запланирован в размере 15,9 млрд рублей, расходов – 16,2 млрд. Дефицит составит 217,8 млн рублей, или 2,4?% доходов.
Собственные доходы бюджета города в 2016 году составят 10,1 млрд рублей, или 63,5?% от общей суммы доходов. Основные источники казны – НДФЛ (24,5?%), земельный налог (13,6?%), налог на совокупный доход (4,4?%). В следующем году ожидается снижение объема поступлений от земельного налога, что связано с применением новой государственной кадастровой оценки земель.
На долю поступлений от использования муниципального имущества приходится 12,9?%. Объем безвозмездных поступлений предусматривается в сумме 5,8 млрд рублей, но, как ожидается, эта цифра в дальнейшем может быть скорректирована в сторону увеличения.
При этом на 2017–2018 годы финансисты обещают городу бездефицитный бюджет. И это может стать местной экономической сенсацией, поскольку в последние годы казна Волгограда формировалась с неизменным превышением расходов над доходами на уровне в 10?%. Покрывался дефицит за счет привлечения дорогих коммерческих кредитов. В итоге долг муниципалитета вплотную приблизился к предельному барьеру, допустимому Бюджетным кодексом. Так, по итогам года этот показатель был на уровне 85?% собственных доходов казны, а в некоторые месяцы превышал 100?%.
– Сокращая дефицит, мы снижаем заимствования, что, в свою очередь, уменьшит рост муниципального долга, который на 1 января 2016 года прогнозируется в объеме 7,7 млрд рублей. Кредитные заимствования – это дополнительная нагрузка на бюджет, – рассказали «Волгоградской правде» в мэрии.
Впервые бюджет Волгограда 2016 года построен по «программному» принципу. Согласно требованиям федерального законодательства на такую модель должны перейти все территории. Одна из ключевых целей нововведения – проектное управление и персонификация задач и ответственности.
По заявлениям представителей департамента финансов администрации Волгограда, в 2016 году городской бюджет сохранит социальную направленность. Около 60?% расходов распределены на социальную сферу. Из 12,8 млрд рублей, предусмотренных на реализацию 13 муниципальных программ, 5,8 млрд рублей будет выделено на реализацию программ в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, молодежной политики и летнего отдыха детей.
Значительную сумму планируется направить на развитие территории и инфраструктуры города – 2,7 млрд. На две муниципальные программы в сфере предпринимательства и туризма в 2016 году будет выделено порядка 56,3 млн рублей, а 1,6 млрд рублей потратят на восемь целевых программ, в том числе по направлениям социальной поддержки населения, содержания и капремонта дорог и др. Еще одним приоритетным направлением расходов на 2016 год является развитие города в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года, а также совершенствование автодорожной инфраструктуры.
В то же время динамика отдельных показателей экономики города в течение прошлых лет свидетельствует о замедлении темпов экономического роста города. Так, по итогам 2015 года ожидается снижение индекса промышленного производства (за шесть месяцев показатель упал на 7?%). В первую очередь это связано с остановкой ряда производств, в том числе ВОАО «Химпром» и ОАО «СУАЛ» (филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании). Более того, по итогам первого полугодия отмечается увеличение уровня безработицы в 1,5 раза. Среди негативных факторов также отмечается сокращение реальных доходов населения, что, по прогнозам, приведет уже в 2016 году к снижению оборота розничной торговли на 6?%, а также снижению темпов роста объема инвестиций по Волгограду.
– Повышение доходной части бюджета зависит прежде всего от точек роста, расположенных на территории города, – отмечает профессор кафедры экономики и финансов ВФ РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Иванова. – Они были определены в таких документах, как «Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года», «Маркетинговая стратегия развития Волгограда до 2020 года». Многие инвестиционные проекты связаны с подготовкой города к ЧМ-18, расширением жилищного строительства. Хочется верить, что сложившаяся команда управленцев города, экономно расходуя бюджетные доходы, сумеет реализовать все заложенные в разработанных стратегиях мероприятия, обеспечив увеличение доходной части бюджета и продолжая осуществлять разумное заимствование эмиссией волгоградских облигаций.