Воровство денег с банковских карт часто остается без компенсаций

Воровство денег с банковских карт часто остается без компенсаций
Банки редко компенсируют потери клиентам при краже средств с пластиковых карт, заявил замначальника управления методологии в главном управлении безопасности и защиты информации Банка России (ГУБиЗИ) Андрей Выборнов на X Уральском форуме по информационной безопасности. Чтобы усилить надзор за этим, с 1 июля 2018 года коммерческие банки обяжут указывать в отчетности информацию − сколько средств украли с карточек их клиентов и какую сумму им за это компенсировали.

− Важный момент для нас − это выполнение обязанностей банками по возврату денег физическим лицам. Во многих случаях, как нам кажется, кредитная организация не выполняет требование по возврату денежных средств, − цитирует Андрея Выборнова газета «Ведомости».

В 2017 году мошенники похитили с пластиковых карт россиян 961 млн рублей, сообщает Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки FinCert (создан при ЦБ). В 2016 году краж было на 10% больше. Почти 3/4 денег в минувшем году были похищены при проведении интернет-операций. 

Теперь ЦБ хочет разобраться, как банки компенсируют людям потери. С 2014 года закон «О национальной платежной системе» обязывает банк вернуть похищенные с карты средства, но только при соблюдении ряда условий. Так, клиент обязан сообщить о краже в течение суток после получения от банка уведомления об операции. Кроме того, компрометация данных карты − кража пин-кода, CVV и т.д − не должна произойти по вине клиента. Если же банк не уведомил об операции или разрешил ее после сообщения клиента об утрате карты, вся ответственность лежит на финансовом учреждении.

Каждую ситуацию, связанную со списанием средств мошенниками, рассматривают в индивидуальном порядке, и решения по ним также выносят разные, заявил представитель «Почта банка». Любой банк имеет законные основания для отказа в возмещении клиенту средств, списанных мошенниками, подчеркивает он.

Самая распространенная причина отказа вернуть деньги – несвоевременное уведомление о несанкционированном использовании карты или мобильного телефона, сообщил представитель ВТБ. Когда клиент нарушил порядок безопасного хранения и использования карты (например, использовал нелицензированное ПО) и средства похищены из-за заражения устройства вирусом, банк рассматривает подобные ситуации в индивидуальном порядке, указал он.

В абсолютном большинстве случаев клиент сам называет свои данные: CVV, пин-код и т. д., что делает невозможным возврат и опротестование операции. В этом случае также нельзя доподлинно проверить − было это мошенничество со стороны третьих лиц или ошибка самого клиента, отметили в банке ТКБ.

Жалобы, связанные с кражей денег с карт и невозможностью получить возмещение, – третьи по частоте, и вернуть деньги в таком случае удается редко: банки успешно доказывают вину клиента в компрометации карты, заявлял ранее газете финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Кстати, с 1 июля 2018 года ЦБ обяжет коммерческие банки указывать в отчетности информацию о требованиях клиента компенсировать украденное и сообщать, сколько в итоге финансовому учреждению пришлось вернуть средств.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях