В музее Машкова открылась выставка волгоградского художника Стаса Азарова. Он работает в необычном направлении «арт-брют».
Картины художника выставлялись в Московском музее современного искусства, на популярных выставках «Арт-Манеж», «Худграф», в различных частных галереях столицы. С 2015 года активно сотрудничает с домом-музеем П. В. Кузнецова в Саратове.
Другая вселенная
Шелест волны, песок, ветер. Мальчик лежит на песке с широко открытыми глазами. Он хочет впитать в себя лето, которое стремительно улетает... Спустя 20 лет мир увидит ассоциации мальчика в его необычных картинах, которые любители современного искусства воспримут с восторгом.
– Мои работы были представлены на коллективных выставках, – рассказывает Стас. – Там обычно выставляется более полутора тысяч полотен. И то, что меня заметили в таком необычном направлении, как арт-брют, для меня было неожиданностью.
Станислав окончил факультет искусств ВГПУ по специализации «Печатная графика», и, конечно, профессия дала толчок к искусству.
– Профессионально рисовать я начал в институте, но это не было специально направлено в коммерческую сторону. Организовывал первые выставки – на них ходили сокурсники, друзья. О широкой известности тогда речи не шло – это были 90-е годы, даже Интернета не было. Потом познакомился с искусствоведом Любовью Яхонтовой. Любовь Аркадьевна в то время уже жила в Москве, у нее была своя галерея. Она продвигала меня и Алексея Шилова, представляла наши работы на выставках. Параллельно я работал преподавателем в педагогическом университете, ежегодно участвовал в выставках «Арт-Манеж», проекте «Арт-Москва», отправлял письма с работами в музеи Европы – так моя графика попала в один из музеев Бельгии.
Работы художника Станислава Азарова присутствуют в музее мини-принта в Бельгии в галерее ADOGIminiprint Cadaques, в ГМИИ им. Пушкина, а также в частных коллекциях в Германии, Великобритании, Испании, США, России. Картины находили своих поклонников в разных странах мира, и вот уже персональная выставка открылась в Волгограде.
– Это несколько волнительно для меня, – говорит Стас. – Но признаюсь, есть уверенность, что даже в период пандемии выставка будет посещаемой.
Непонятые и признанные
Тандем Алексей Шилов – Стас Азаров существует уже много лет. Недавно к ним присоединился Дмитрий Зимин. Творчество этих художников находит отклик у поклонников.
– Я словно открыла для себя новый мир, – говорит Алена М. – Пришла на выставку, потому что нечаянно наткнулась в Интернете на одну картину, где человек с томагавком перемещается в пространстве. Я для себя назвала ее «Ярость». У меня как раз в это время после разрыва с моим парнем было такое состояние. Мне показалось, что картины Азарова вытаскивают наружу весь внутренний негатив. Выходя с выставки, хочется заполнить освободившееся пространство чем-то светлым и радостным.
Сложные, витиеватые композиции в картине «Диалог с магом», старенький трамвай в «широком формате», на полотне «Карта», песок и прибрежная трава – воспоминания из детства в удивительных ассоциациях художника. Более ста полотен представлено посетителям музея.
– Когда я начинаю писать картины, из меня как будто «прет» то, что поселилось в воображении, и никуда от этого не деться, – говорит Азаров. – Одним картинам я даю название, другие пусть почитатели этого вида искусства домысливают сами. Порой диву даешься, какие эмоции вызывает та или иная картина.
Не привыкать к шаблонам
Арт-брют переводится как «дикое искусство». Его выбирают художники, пережившие душевные травмы, или люди с необычным мышлением. К ним можно причислить тех, чье виденье мира не попадает ни под одно из направлений искусства. Любой человек может нарисовать картину со своим виденьем мира.
– Мы привыкли к шаблонам, – говорит одна из посетительниц музея. – Но я думаю, что к классическим картинам с появлением фотографии интерес утрачивается. Я люблю искусство, в котором есть какая-то изюминка или сюжетная линия. Люблю разгадывать загадки. А картины Азарова – это целый кроссворд.
Жизнь многогранна и порой жестока. Подобные картины позволяют словно через иллюминатор заглянуть в другой мир. Это скорее эмоции, выложенные на полотне. Не лишен их и автор представленных сегодня вниманию волгоградцев произведений.
– Да, я занимаюсь интерьерами, архитектурными композициями, но это не более чем способ заработка, картины пока мне существенного дохода не приносят, – признается Азаров. – Но порой интересные предложения со стороны заказчиков рождают интересные идеи.
И в скучных городских пейзажах можно найти «изюминку»
Одна из таких идей – нарисовать сюжет, как вода через очистные сооружения поступает из Волги в дома волгоградцев. В качестве художественного полотна выбрали большой забор. Создавать шедевр помогало множество волонтеров – сотрудники очистных сооружений, люди, откликнувшиеся на объявление в социальных сетях, потом присоединились дети. Люди записывались в очередь, чтобы порисовать.
– Было радостно наблюдать детские улыбки и то, как взрослые превращались в детей, – рассказывает Азаров. – А потом я еще получил благодарность от работников водоканала, среди которых, кстати, немало творческих людей. Чуть позже сделали гигантскую раскраску на гастрономическом фестивале в День города в 2018 году – всем понравилась идея. Планировали продолжение проекта на водокачке с «Концессиями водоснабжения» – там хотели сделать что-то вроде культурного центра.
Выставка проходит под слоганом «Не Фома, не Яремчук»
Это часть истории, которая началась с появления в одном из интернет-изданий расследования о загадочном русском гении Фоме Яремчуке. Статья произвела оглушительный эффект. Цены на работы Фомы Яремчука резко повысились.
Были опубликованы два альбома, посвященные его творчеству, написаны статьи известными западными искусствоведами. Как оказалось, Фома Яремчук – это Азаров. Сам художник эту версию опровергает, но если СМИ придумывают истории о «неизвестном художнике», это уже слава.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий