Аккордеон от генерал-лейтенанта Еременко

Александр Котельников.
Воспоминания Станислава Котельникова о своем отце - старшем сержанте Александре Котельникове, участнике Сталинградской битвы.

В детстве я шутя называл отца штопаным. Потому что на войне все его тело изрешетили осколки. А одна нога и вовсе была короче другой на 12 см. В конце января 1943 года, за несколько дней до окончательного разгрома фашистов под Сталинградом, танковая бригада отца, в которой он – старший сержант Александр Котельников – был десантником, атаковала немцев в районе станции Воропоново. Отец уже спрыгнул с брони, чтобы идти в бой, но за мгновение до приземления ему под ноги упала мина...

Боевые товарищи вынесли отца с поля боя и на шинелях дотащили до санитарной машины. В госпитале врачи его подлечили, даже ноги сохранили, но после этого ранения война для старшего сержант Котельникова, естественно, закончилась.

Отец рассказывал, что в районе села Абганерово полгода шли тяжелейшие бои. У немцев и танков, и пехоты было в разы больше. Поэтому бригада, в которой он служил, несла тяжелые потери. Почти после каждого боя она переформировывалась. Временами из 14 танков на боевом ходу оставался только один. А из личного состава бригады в живых оставалось всего 6-7 человек. Но дрались наши отчаянно. После одного из ожесточенных боев отцу вручили первую награду – медаль «За боевые заслуги».

А вот у медали «За отвагу» другая история: он получил ее вместе с аккордеоном. Той же осенью 42-го у села Абганерово была замечена немецкая легковушка с офицером. Отец вспоминал, как его командир взвода, лейтенант выдохнул: «Слишком далеко для выстрела!» Но когда минут через двадцать автомобиль снова оказался в пределе видимости, отец первым же выстрелом из противотанкового ружья подбил его.

Разведгруппа выяснила позже, что в машине ехал высокопоставленный немецкий офицер. Документы, которые нашли при нем, оказались секретными военными данными. За этот меткий выстрел отец и был награжден медалью «За отвагу». А аккордеон прибавился к награде, потому что отец был в своей части незаменимым гармонистом, которого все любили. Вот узнав об этом, командующий фронтом генерал-полковник Еременко и подарил ему аккордеон.

…После войны отец работал инструктором по культмассовой работе в Доме отдыха. К боевым наградам прибавились медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда». До самого ухода из жизни в 1986 году отец пытался найти своих оставшихся в живых боевых товарищей. Ему не хотелось верить, что все, кого он знал, погибли. Хотя, по его рассказам, были минуты, когда земля и небо менялись местами, наступала кромешная тьма, а из-за взрывов не было слышно стука своего сердца.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы, названы улицы, площади, парки. И подвиги простых людей, таких как мой отец, тоже навсегда останутся в истории нашей Отчизны.

DNG

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет