Вместо руин – архитектурный ансамбль
На смену довольно кривым довоенным, а зачастую и дореволюционным улицам был в это время задуман новый архитектурный городской ансамбль, с новыми формами его центрального пространства. Были заново среди руин проложены нынешний проспект имени Ленина, тогда еще носивший имя Сталина, и Аллея Героев.
Первенец этого архитектурного комплекса – здание совпартшколы Сталинграда, ставшее впоследствии зданием мединститута – проектировалось конторой «Сталинградпроект» (ныне – ООО «Волгоградгражданпроект») на исходе 40-х годов. Авторами его были главный архитектор города Василий Николаевич Симбирцев и архитектор Ефим Иосифович Левитан. Построено было оно на удивление быстро – начали строить его летом сорок девятого года, а осенью пятидесятого строители уже закончили свою работу и сдали здание в эксплуатацию.
– Работая над проектом здания совпартшколы, – рассказывает замгенерального директора ООО «Волгоградгражданпроект», заслуженный архитектор России Александр Вязьмин, – авторы его уже тогда задумались и над формированием всего комплекса будущего общегородского центра. Как следствие, характер, качество и стиль этого здания задавали потом и характер его окружения.
То есть, именно от здания совпартшколы архитекторы «плясали» при проектировании нового центра Сталинграда, как от печки. Хотя к тому времени было уже запланировано возведение неподалеку от него, в затрибунной части площади Павших борцов, высотного здания Дома Советов. Проектировал его видный отечественный архитектор того времени академик Лев Руднев, создавший тогда уже, в частности, здание МГУ на Ленинских горах в Москве. Именно здание Дома Советов, как первоначально предполагалось, должно было увенчать собой композицию нового центра города-героя.
Два здания, одно решение
Но тогда, в 40-е, не было еще в центре Сталинграда всех тех зданий, без которых сейчас невозможно представить его – ни домов по Аллее Героев, ни гостиницы «Волгоград», построенной несколько позже на месте, где прежде находилась гостиница «Столичные номера». Пока там оставались лишь ее руины.
Потом, со временем, два этих здания по воле сталинградских архитекторов были объединены одним решением, общим карнизом. А заодно с ними – и аркой, за создание которой, кстати, столичные специалисты критиковали потом авторов здания партшколы. Нельзя было связывать, мол, такое серьезное учреждение с какой-то там гостиницей…Что, в принципе, не удивительно: совпартшколы были тогда престижными учебными заведениями в СССР. За здание же сталинградской совпартшколы авторы его, архитекторы Симбирцев и Левитан, получили Сталинскую премию.
Само же здание Сталинградской совпартшколы, созданное Симбирцевым и Левитаном, в точности было воспроизведено со временем в ряде других городов страны. Есть оно, в частности, в центре Хабаровска.
Конструкцию этого здания выполнил главный инженер конторы «Сталинградпроект» Георгий Сысоев. Он же восстанавливал затем и здание гостиницы «Волгоград». Георгий Николаевич ставил при этой работе перед собой задачу сохранить, по возможности, то, что осталось в разрушенном Сталинграде от довоенных его зданий. Но оставались, увы, в основном лишь фундаменты. Восстановить же стены было невозможно – настолько они были разбиты, разрушены в пору сражения за город. И на тех довоенных фундаментах, имевших странную, казалось бы, неправильную форму, архитекторы проектировали здания нового центра города. Отсюда – несколько «неправильная», сохранившаяся поныне конфигурация расположения зданий близ площади Павших борцов, да и самой этой площади. В ней, в ее планировке нет практически прямых углов, прямоугольных контуров, а есть лишь необычные замысловатые трапеции…
Заводского, конвейерного производства облицовочных плиток тогда еще не было. И облицовочные камни, установленные на фасаде здания бывшей партшколы, делались, увы, вручную. Как вспоминал потом архитектор Ефим Левитан, сидели попросту всю зиму во дворе строящегося здания два пенсионера и отливали в формочки эти декоративные бетонные плиты, сдавая потом их на стройку. Они получались, конечно, не самого лучшего качества. Недаром на это указал в своей статье, опубликованной в журнале «Советская архитектура» в 1952 году и посвященной зданию партшколы Сталинграда, столичный архитектор Жак Розенбаум: «Следует отметить низкое качество отделочных работ, неряшливую установку облицовочных железобетонных плит на фасаде».
С задачей справились достойно
В той же публикации Розенбаум высказал немало и других критических замечаний. "Однако все эти недостатки не снижают общего благоприятного впечатления, производимого первым зданием центрального ансамбля – областной партшколой, – сделал выводы архитектор. – Монолитный и гладкий по фасаду объем не давит на человека своей массой, а наоборот, производит впечатление гармоничного спокойствия и силы. Умело и выразительно решен план здания. Авторы удачно решили сложный в планировочном смысле узел сопряжения двух сходящихся под тупым углом корпусов здания. Хорошо и удобно собраны воедино наиболее крупные и главные его помещения. Широкое использование сборных железобетонных элементов, осуществление облицовки одновременно с кладкой и максимальная механизация строительства обеспечили сжатые сроки возведения здания областной партийной школы и завершения отделочных работ, не снижая при этом его архитектурно-художественных качеств".
"Перед коллективом сталинградских зодчих, – резюмирует автор публикации в журнале-рупоре отечественной архитектуры, – стоит почетная задача закрепить первый успех, достигнутый при зарождении нового центра города-героя, и в ближайшие годы осуществить создание монументального ансамбля, отражающего в своей архитектуре великую эпоху созидания, эпоху построения коммунизма под водительством великого Сталина".
Отбросив характерную для того времени идеологическую упаковку этих слов и забегая несколько вперед, отметим: с этой своей задачей зодчие города-героя, специалисты проектного института «Волгоградгражданпроект» справились достойно…
DNG
Поделиться в соцсетях:
нет