Трижды похороненные
Первые месяцы после битвы перед жителями Сталинграда остро стояла санитарно-гигиеническая проблема – большое количество непогребенных тел. Как вспоминали очевидцы, после их уборки и санации территории улицы города еще 20 лет пахли хлоркой.
А при попытке вырыть котлован под строительство люди всюду натыкались на стихийные захоронения. Тогда было решено свезти все останки советских воинов на Мамаев курган и захоронить там. Опознать и пересчитать всех погибших не представлялось возможным, поэтому была принята мера – ведро. Одно ведро – один человек. Так и подсчитали приблизительно количество захороненных на Мамаевом кургане – 34 с половиной тысячи человек.
После начала строительства мемориального комплекса возникла новая проблема – опасность сползания огромной скульптуры Родины-матери со слишком крутого склона. Проблему решили насыпанием земляной подушки, которая погребла надгробия под восемью метрами грунта. Поэтому, когда вы видите на зеленом газоне табличку «По братским могилам не ходить!», отнеситесь к ней серьезно – там и в самом деле похоронены тысячи людей.
Скульптор и архитектор
Памятник-ансамбль был открыт 15 сентября 1967 года. Авторами его стали коллективы под руководством главного скульптора Евгения Вучетича и главного архитектора Якова Белопольского. Прошло полвека, имя Вучетича до сих пор на слуху, в то время как Якова Белопольского незаслуженно забыли. А он между тем не только спроектировал всю архитектурную часть Мамаева кургана, но и наравне с Вучетичем получил за проект памятника-ансамбля престижную Ленинскую премию.
Как шахматная фигура на доске
Огромная 85-метровая скульптура Родины-матери не скреплена со своим железобетонным фундаментом. Она стоит свободно, как шахматная фигура на доске. Устойчивость конструкции была точнейшим образом рассчитана доктором технических наук инженером Николаем Никитиным, который в ту пору занимался также проектированием Останкинской телебашни. Ему разрешили собрать под своим крылом лучших инженеров страны, чтобы решить задачу устойчивости гигантской скульптуры. Но досадная оплошность перечеркнула все его старания – меч Родины-матери, первоначально изготовленный из нержавеющей стали, при ветре очень сильно колебался, создавая зловещее гудение. В результате рука скульптуры на еще не открывшемся мемориале пошла трещинами. Меч впоследствии заменили, но конструкторов даже не пригласили на открытие мемориального комплекса.
Бюджетный железобетон
Памятник-ансамбль – первый в истории памятник, выполненный полностью из железобетона. Пошли на это вовсе не из-за новаторства, а потому что так было дешевле. Государство в то время не могло позволить себе ни бронзу, ни гранит, да и в 1960-е половина города еще лежала в руинах – у многих жителей даже не было нормального жилья. Тогда Вучетич, вздохнув, сказал: ну что ж, будем делать пока так. А потомки потом, если захотят, пусть хоть золотом облицуют.
Изначально главная скульптура должна была быть двухфигурной
Утвержденный и согласованный проект главного монумента мемориала – Родина-мать со знаменем и снопом в руках встречает своего сына, который кладет к ее ногам меч. Но в последний момент Вучетич передумал, посчитав эту двухфигурную фигуру «слишком литературной», «слишком многословной». И, несмотря на то что проект уже успешно прошел 25 инстанций и сотрудникам даже были выданы под него авансы, главный скульптор отправился в Москву и убедил высшее руководство в своей правоте. Утвердили новую скульптуру, знакомую нам «Родину-мать зовет!» с поднятым мечом.
Выше статуи Свободы
Шестидесятые годы проходили под лозунгом Никиты Хрущева «Догнать и перегнать Америку!». Изначально рост главной скульптуры – «Родины-матери» – должен был быть 36 метров, но Хрущев категорически заявил: скульптура ни в коем случае не должна быть меньше статуи Свободы в Нью-Йорке – а ее высота 46 метров. В итоге «Родина-мать» значительно подросла – до 52 метров, и американская «Свобода» стала ей по плечо.
Читайте также:
Как создавалась Родина-мать — интервью со скульптором Виктором Фетисовым
Как выглядит Родина-мать изнутри — фоторепортаж
Мамаев курган стал судьбой – история защитника Сталинграда Николая Тарасовича Мазницы
«На Мамаевом кургане каждый помнит по-своему» — очерк Маргариты Агашиной
Поделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
Татьяна | 15.10.2017 07:43
Лариса Пономарева | 15.10.2017 07:46
Владимир | 15.10.2017 09:18
Анатолий | 15.10.2017 15:41
Ирина | 15.10.2017 16:14
Лиза | 16.10.2017 11:09
эльвира | 16.10.2017 22:08
Ольга | 20.04.2018 22:01
Conglomerat | 11.05.2018 09:24
Денис | 04.07.2018 18:56
Владимир | 13.10.2018 21:26
Добавить комментарий