Шесть фактов о Мамаевом кургане, которых вы не знали

Шесть фактов о Мамаевом кургане, которых вы не знали
15 октября 2017 года главному символу города-героя Волгограда исполняется 50 лет. «ВП» предлагает читателям самые малоизвестные и любопытные факты о знаменитом мемориальном комплексе.

Трижды похороненные

Первые месяцы после битвы перед жителями Сталинграда остро стояла санитарно-гигиеническая проблема – большое количество непогребенных тел. Как вспоминали очевидцы, после их уборки и санации территории улицы города еще 20 лет пахли хлоркой.

А при попытке вырыть котлован под строительство люди всюду натыкались на стихийные захоронения. Тогда было решено свезти все останки советских воинов на Мамаев курган и захоронить там. Опознать и пересчитать всех погибших не представлялось возможным, поэтому была принята мера – ведро. Одно ведро – один человек. Так и подсчитали приблизительно количество захороненных на Мамаевом кургане – 34 с половиной тысячи человек.

После начала строительства мемориального комплекса возникла новая проблема – опасность сползания огромной скульптуры Родины-матери со слишком крутого склона. Проблему решили насыпанием земляной подушки, которая погребла надгробия под восемью метрами грунта. Поэтому, когда вы видите на зеленом газоне табличку «По братским могилам не ходить!», отнеситесь к ней серьезно – там и в самом деле похоронены тысячи людей.

 

Скульптор и архитектор

Памятник-ансамбль был открыт 15 сентября 1967 года. Авторами его стали коллективы под руководством главного скульптора Евгения Вучетича и главного архитектора Якова Белопольского. Прошло полвека, имя Вучетича до сих пор на слуху, в то время как Якова Белопольского незаслуженно забыли. А он между тем не только спроектировал всю архитектурную часть Мамаева кургана, но и наравне с Вучетичем получил за проект памятника-ансамбля престижную Ленинскую премию.

 

Как шахматная фигура на доске

Огромная 85-метровая скульптура Родины-матери не скреплена со своим железобетонным фундаментом. Она стоит свободно, как шахматная фигура на доске. Устойчивость конструкции была точнейшим образом рассчитана доктором технических наук инженером Николаем Никитиным, который в ту пору занимался также проектированием Останкинской телебашни. Ему разрешили собрать под своим крылом лучших инженеров страны, чтобы решить задачу устойчивости гигантской скульптуры. Но досадная оплошность перечеркнула все его старания – меч Родины-матери, первоначально изготовленный из нержавеющей стали, при ветре очень сильно колебался, создавая зловещее гудение. В результате рука скульптуры на еще не открывшемся мемориале пошла трещинами. Меч впоследствии заменили, но конструкторов даже не пригласили на открытие мемориального комплекса.

 

Бюджетный железобетон

Памятник-ансамбль – первый в истории памятник, выполненный полностью из железобетона. Пошли на это вовсе не из-за новаторства, а потому что так было дешевле. Государство в то время не могло позволить себе ни бронзу, ни гранит, да и в 1960-е половина города еще лежала в руинах – у многих жителей даже не было нормального жилья. Тогда Вучетич, вздохнув, сказал: ну что ж, будем делать пока так. А потомки потом, если захотят, пусть хоть золотом облицуют.

 

Изначально главная скульптура должна была быть двухфигурной

Утвержденный и согласованный проект главного монумента мемориала – Родина-мать со знаменем и снопом в руках встречает своего сына, который кладет к ее ногам меч. Но в последний момент Вучетич передумал, посчитав эту двухфигурную фигуру «слишком литературной», «слишком многословной». И, несмотря на то что проект уже успешно прошел 25 инстанций и сотрудникам даже были выданы под него авансы, главный скульптор отправился в Москву и убедил высшее руководство в своей правоте. Утвердили новую скульптуру, знакомую нам «Родину-мать зовет!» с поднятым мечом.

 

Выше статуи Свободы

Шестидесятые годы проходили под лозунгом Никиты Хрущева «Догнать и перегнать Америку!». Изначально рост главной скульптуры – «Родины-матери» – должен был быть 36 метров, но Хрущев категорически заявил: скульптура ни в коем случае не должна быть меньше статуи Свободы в Нью-Йорке – а ее высота 46 метров. В итоге «Родина-мать» значительно подросла – до 52 метров, и американская «Свобода» стала ей по плечо.

 

Читайте также:

✔ Как создавалась Родина-мать — интервью со скульптором Виктором Фетисовым
✔ Как выглядит Родина-мать изнутри — фоторепортаж
✔ Мамаев курган стал судьбой – история защитника Сталинграда Николая Тарасовича Мазницы 
✔ «На Мамаевом кургане каждый помнит по-своему» — очерк Маргариты Агашиной

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Комментарии

На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую... И однажды - прекрасным утром - постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую - по размерам - шинель. ...А когда он упал - некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост! Роберт Рождественский
Спасибо за интересную информацию. Потомки должны помнить и передавать эту память своим детям и внукам.
Вучетич и Белопольский занимались созданием всего комплекса, а автор конкретно скульптуры "Мать-Родина" - Михаил Алещенко. У него возник конфликт с Вучетичем, и в результате Алещенко не включили даже в список на Ленинскую премию.
Владимир, буду рад, если вы свяжетесь с редакцией и оставите свои координаты. Хотелось бы встретиться с вами, чтобы поговорить об истории конфликта Алещенко - Вучетич.
Мы привыкли к нему, живем здесь, а все, кто приезжают, не могут скрыть эмоции. Настолько это грандиозный памятник. И волгоград всегда будет с ним связан, сталинград - то, за что нас уважают во все мире. Вечная память и низкий поклон героям
Уважаемые жители Волгограда! Преклоняюсь перед мужеством города-героя! И памятник очень достойно отражает все величие Подвига , он незабываем! Только я до сих пор не могу забыть вывеску "Немецкая обувь", крупными буквами, на углу, когда мы проезжали по улице Мира, первой отстроенной улице. Вся группа туристов обратила на это внимание. А у меня до сих пор сердце сжимается. Я все понимаю, но может можно как-то иначе магазин назвать. Не то место и не тот город! Все-таки, "НИКТО не забыт и НИЧТО не забыто" - это должно быть СВЯТО!
О, милосердный Господи! Прочитала титана духа - "маленького", не могу успокоиться, так сказать мог только Рождественский - тихо и на весь божий свет... Сижу и реву...Низкий поклон и живым и павшим...
Была на Мамаевом кургане. Мне было очень страшно - там до сих пор отчетлив дух мертвечины. Не знаю - то ли я чувствую, то ли это связано с гигантским количеством погребенных. Очень тягостное впечатление! И тут я прочла у вас что их 36 тысяч! Тогда понятно - еще бы!
Я волгоградец. Для Лизы про немецкую обувь. Я не разделяю Вашу позицию о том, что упоминание о немецком, даже в бытовом смысле оскорбляет сталинградскую землю. Моё мнение согласуется с мнением победителей - послевоенных граждан нашей страны хотя бы на примере того, что в Зале скорби на Мамаевом кургане звучит музыка, написанная немцем - Робертом Шуманом. И я уверен, этот выбор совершенно не случаен.
Мой пост будет не о Мамаевом Кургане, а о небольшом факте из жизни великого города. Недавно у букиниста приобрел небольшую брошюру на астрономической тематики, касательно всяких атмосферных и небесных явлений. Книга была достаточно популярна, как позже узнавал, издавалась как до войны, так и после разными издательствами и не по разу. Мой экземпляр я считаю особо ценным, т.к. этот тираж был отпечатан в августе 1945 года в Сталинграде. Город в руинах, война закончена 3 месяца назад, а народная власть заботится не только о хлебе насущном, но и о духовном. Можете представить подобное при капиталистах?
Обидно за сегодняшних жителей Волгограда!

Добавить комментарий