
Особые полки
Осенью 1942 года советское командование, сделав выводы из опыта летней кампании, приняло решение о формировании особых полков, вооруженных тяжелыми танками. Они получили название отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва.
В каждом таком полку полагалось иметь 21 танк и 214 человек личного состава. Именно этим полкам предстояло взламывать сильную оборону врага и, естественно, с большими потерями. Поэтому для повышения боевого духа личного состава звание «гвардейский» полку присваивалось не за заслуги, а сразу после приказа о формировании. Со всеми соответствующими льготами, в том числе и материальными.
В начале января 1943 года под Сталинград прибыли несколько таких полков. Среди них были 47-й и 48-й гвардейские отдельные танковые полки прорыва, вооруженные английскими тяжелыми танками «Черчилль» («Churchill»).
До полной капитуляции
47-й отдельный гвардейский тяжелый танковый Житомирский Краснознаменный полк прорыва был сформирован в октябре 1942 года в Горьком на базе 156-й танковой бригады. Командир полка – гвардии подполковник Яков Троценко. В состав 65-й армии полк вошел 9 января 1943 года.
Вместе с 91-й танковой бригадой полковника Ивана Якубовского, взаимодействуя с 67-й гвардейской стрелковой и 33-й стрелковой дивизиями, оставшиеся в строю к 20 января 1943 года три машины на заключительном этапе операции вышли к поселку Баррикады, где и вели бои до полной капитуляции 6-й немецкой армии.
6 сентября 1944-го полк переформирован в 383-й гвардейский самоходно-артиллерийский полк.
48-й отдельный гвардейский тяжелый танковый Бранденбургский ордена Кутузова полк прорыва был сформирован в то же самое время в том же Горьком, что и 47-й, но на базе 188-й и 252-й танковых бригад. Командир полка – гвардии подполковник Гавриил Тяглов. 16 января 1943 года полк убыл на Донской фронт.
19 января полк сосредоточился в населенном пункте Питомник и поступил в оперативное подчинение 21-й армии.
Взаимодействуя с 51-й гвардейской стрелковой дивизией, «Черчилли» вели бои у хутора Гончар, а 24 января года штурмом взяли станцию Гумрак.
К 30 января оставшиеся от полка четыре машины вышли к Сталинграду и вели бои на улицах Харьковской и Коммунистической до полной ликвидации окруженной группировки.
После завершения боев полк был выведен в тыл для доукомплектования. Был придан 38-й армии, в составе которой 6 ноября 1943 года освобождал Киев.
Подковать «Черчилля»
В советское время об участии техники, получаемой по лендлизу, как-то не принято было распространяться. 19 мая 1942 года вышло специальное постановление Главлита: «Запретить в печати опубликовывать какие бы то ни было данные и сведения об английских танках «Черчилль».
В 1975 году этот запрет не то чтобы нарушил, а, скорее, обошел по ошибке, заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза, дважды Герой Иван Якубовский. В мемуарах он писал:
«...Свои боевые машины мы придирчиво сравнивали с поступившими к нам на вооружение несколькими образцами американских и английских танков. Сравнение было явно в нашу пользу. Комфортабельный «Шерман» был менее маневрен и слабее в огне, имел тонкую броню. «Черчилль» грешил теми же недостатками, кроме того, имел гусеницы, на которых с большим трудом можно было преодолевать даже небольшие подъемы и спуски.
По моему предложению ремонтники наклепали на гусеницы «Черчилля» шипы. Громоздкая машина несколько улучшила свою проходимость. А сам факт ее легкой модернизации получил широкую огласку в 65-й армии. Командарм П. И. Батов нередко шутливо замечал при обращении ко мне: дескать, как это ты умудрился нашего союзника «Черчилля» подковать…»
История «Черчилля»
Пехотный танк Mk.IV CHurehill был спроектирован в 1939–1940 годах, серийно выпускался с 1941-го по 1945-й. Именно он стал одним из наиболее многочисленных танков Великобритании. В свое время Уинстон Черчилль якобы сказал журналистам: «У танка «Черчилль» недостатков больше, чем у меня самого». Однако вряд ли советские специалисты дали бы согласие на поставку плохого танка. «Черчилль» был единственным тяжелым танком, который поставлялся союзниками в СССР по лендлизу. Всего в 1942–1943 годах было поставлено около 300 машин.