Неисповедимы пути самурая

«ВП» рекомендует подборку книг с лучшими оттенками Востока

1. Кадзуо Исигуро. «Погребенный великан»

Британский писатель японского происхождения, лауреат Букеровской премии, родившийся в Нагасаки, переносит читателей в Британию времен короля Артура, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывал странный туман, заставляющий забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад. Пожилая пара, Эксл и Беатрис, покидают свою деревушку и пересекают опасные земли – они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. История о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. И о том, как все мы по большому счету одиноки.

2. Юкио Мисима. «Золотой храм»

В 1950?м молодой буддийский послушник в припадке безу­мия сжег архитектурное сокровище Киото – золотой павильон в монастыре Рокуон-дзи. Событие потрясло писателя Юкио Мисиму, трижды нобелевского номинанта, звезду новой японской литературы. В 1956?м он завершает роман-псевдоисповедь психически неуравновешенного монаха, совершившего бесчестный поступок. Книга признана вершиной творчества Мисимы. Одно из самых читаемых произведений японской литературы на русский язык впервые переведено в 1993?м году Григорием Чхартишвили (небезызвестным Борисом Акуниным).

3. Минеко Ивасаки, Рэнд Браун. «Настоящие мемуары гейши»

Абсолютно не беллетризованное, даже суховатое, повествование от первого лица. От лица Минеко Ивасаки – знаменитой японской гейши. Выпуску этих мемуаров предшествовал громкий скандал. Американец Артур Голден написал свои «Мемуары гейши», используя разговоры с Минеко. Она подала на него в суд за клевету и разглашение личной информации… В книге вдоволь японской экзотики, например, она очень подробно и ровно описывает «школьные годы» будущих гейш, то, как чуть ли не с младенчества они готовились к своей карьере.

4. «Книга самурая. Бусидо»

Одна из многих книг, посвященных бусидо – «Пути воина», кодексу самурая. Здесь под одной обложкой объединены трактаты двух самураев Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо, живших на рубеже XVII?XVIII веков. Итак, «Самурай должен постоянно помнить – помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги – что он должен умереть. Вот его главное дело. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина».

5. Книга Рут Бенедикт. «Хризантема и меч»

У простых японцев до середины XIX века не было фамилии: зачем, ведь главной добродетелью считалась верность князю, а не семье. Популярное японское выражение для изъявления благодарности «сумимасэн» означает примерное «спасибо, что оказали мне услугу, и извините за то, что я не сделал этого для вас первым». Обо всем этом и многом другом читаем в книге о национальном характере японцев, которая считается классикой американской школы культурной антропологии. Исследование было заказано в 1944 году правительством США, чтобы лучше понять военного противника.