Новые толстые романы, которых хватит до сентября

«ВП» отобрала книги для неторопливого чтения во время летнего отпуска

1. Петр Алешковский

«Крепость»

Петр Алешковский – прозаик, историк. Окончив кафедру археологии МГУ, на протяжении нескольких лет он занимался реставрацией памятников Русского Севера. Главный герой его нового романа «Крепость» археолог Иван Мальцов вопиюще несовременен, так и не освоил Интернет. Зато он честен и принципиален до безрассудства, бьется за спасение древней крепости, которую власти хотят превратить в клюкву для туристов. Мальцов ведет раскопки в старинном русском городке, пишет книгу об истории Золотой Орды, периодически впадает в галлюцинации-транс, во время которых видит прошлое. Критики отмечают высокую художественность эпичного повествования.

2. Алексей Иванов

«Ненастье»

Автор «Географа» написал очередной роман, где как бы отражается эпоха, ее социальный срез. На этот раз 2008 год. Это почти триллер. Обычный водитель-инкассатор, прошедший Афган, впадает в душевное ненастье и в одиночку грабит спецфургон со 140 млн рублей. Тем самым он разрушает то ли криминальную группировку, то ли бизнес-альянс – местный союз ветеранов Афганистана, появившийся в лихие 90-е. Книга только притворяется детективом, она полна экзистенциальной тоски. Ее ругают за сумбурный сюжет и хвалят за подробно прописанный фон сюжета и узнаваемые типажи. И уже даже не важно, сумеет ли герой победить систему.

3. Антония Байетт

«Обладать»

Впервые роман был опубликован в Англии в 1990 году, в том же году стал лауреатом Букеровской премии, а американский еженедельный журнал Time включил «Обладать» в список 100 лучших романов, написанных на английском языке с 1923?го по 2005 год (!), да еще вскоре после этого и в 200 лучших книг (по версии BBC). В центре романа две линии: первая – жизнь двух выдуманных викторианских поэтов, вторая – отношения современных ученых-литературоведов Роланда и Мод. Восстанавливая историю любви поэтов, Роланд и Мод влюбляются друг в друга, словно тени давно ушедших из этого мира. Книга о плотской и возвышенной любви и… о любви к литературе.

4. Джонатан Литэм

«Сады диссидентов»

Джонатан Литэм – американский писатель, автор девяти романов, коротких рассказов и эссе, которые публиковались в журналах The New Yorker, Harper’s, Rolling Stone, Esquire, The New York Times и других. «Сады диссидентов», последняя из его книг, – монументальная семейная сага. История трех поколений американских леваков собирается, как мозаика, из отрывочных воспоминаний множества персонажей. Среди них и американские коммунисты 1930–1950?х, и хиппи 60–70?х, и активисты «Оккупай» 2010?х. Пересказать сюжет невозможно, эпизоды нарочито перепутаны местами, читателю предлагается самому восстанавливать хронологию и логику событий.

5. Филипп Майер

«Сын»

Весна 1849 года. Илаю МакКалоу было всего 13, когда индейцы команчи напали на его дом, убили близких, а его самого забрали с собой. Сообразительный и отчаянно храбрый Илай быстро привык к жизни у индейцев. Не белый и не краснокожий, он завис между двумя цивилизациями. Научившись мастерски снимать скальпы, он продолжил делать это и в бизнесе, дожил до 100 лет и умер нефтяным магнатом. 1915 год. Питер МакКалоу придавлен чувством вины за грехи отца и больше рефлексирует, чем живет.

ХХ век. Джинни МакКалоу – несгибаемая леди, железной рукой управляющая богатейшей компанией Техаса. Но и она не чувствует себя в мире своей.