Любая инфекция опасна
– Анастасия Сергеевна, действительно ли ковид может разрушить мечту о ребенке?
– C COVID-19 человечество живет только два года, и пока фундаментальных исследований о влиянии этой инфекции на репродуктивные функции мужчин и женщин нет.
Все исследования проводились на небольших группах лиц, и отметить закономерность в плане истощения репродуктивной функции в 100 % случаев невозможно.
Если говорить обобщенно о воздействии инфекций на репродуктивную сферу, то любая тяжелая инфекция, в том числе вирусная, может оказать влияние на функцию яичников и яичек.
Даже «локальные» вирусные инфекции, передающиеся в том числе половым путем, например, генитальный герпес, могут повлиять на способность к деторождению вне зависимости от пола.
Вирус может провоцировать воспалительный процесс в каком‑либо отделе половой системы, который закончится появлением рубцовых изменений.
Яркий пример – вирус эпидемического паротита («свинка»), до всеобщей вакцинации это была достаточно часто встречающаяся болезнь.
Но иногда одним из ее проявлений у мальчиков был орхит (воспаление яичек). Очень часто это заканчивалось бесплодием. А вот для репродуктивной функции женщин наиболее опасен вирус папилломы человека (ВПЧ).
Длительное носительство онкогенных штаммов ВПЧ может привести к заболеваниям шейки матки и негативно повлиять на репродуктивную функцию.
Рискуют не женщины, а мужчины
– И все‑таки о чем говорят проведенные исследования? Может ли коронавирус вызвать бесплодие?
– Повторю, что данных о влиянии коронавируса на женскую фертильность довольно мало.
Но в ходе проведенных исследований снижения женской фертильности не установлено. Другое дело – мужчины. Они в группе риска.
Целый ряд исследований и наблюдения практикующих врачей подтвердили: перенесенный вирус отрицательно воздействует на мужскую фертильность. Он вызывает катастрофическое падение показателей сперматогенеза – выработки сперматозоидов, мужских половых клеток. А в ряде случаев после перенесенного заболевания у мужчин даже наблюдалась азооспермия, то есть полное отсутствие сперматозоидов.
– И в чем причина?
– При COVID-19 температура тела может повышаться до 38‑39 °С.
При такой температуре наступает гибель сперматозоидов и угнетается образование новых (сперматогенез).
Высокая температура также приводит к разрушению ДНК сперматозоидов.
И еще один неприятный для мужчин момент: даже после выздоровления в течение полугода нередко наблюдается так называемый «температурный хвост», когда у человека внезапно на несколько часов поднимается температура без видимых причин, а потом опускается до нормальных значений. Эти несколько часов проходят без урона для здоровья самого человека, но могут стать губительными для сперматозоидов.
Кроме того, к проблемам с репродуктивной функцией могут приводить и последствия принятия антибиотиков, гормонов и других лекарств во время COVID-19.
Но все не так фатально
– То есть лекарство иной раз бывает хуже болезни?
– К сожалению. Любая медикаментозная терапия влияет на общее состояние организма и все его системы. Но когда речь идет о жизни больного, врач вынужден использовать сильные препараты, прием которых способен спровоцировать ощутимые побочные эффекты.
Именно поэтому нужно точно выполнять предписания и пристально следить за своим состоянием.
– Нарушения в репродуктивной сфере мужчин, спровоцированные коронавирусом, фатальны?
– Нет, не все так плохо. Ученые не обнаружили в сперме больных мужчин вирус SARS-CoV-2, что говорит о невозможности передачи ковида половым путем.
Также было установлено, что коронавирус не передается эмбриону как при естественном зачатии, так и при использовании вспомогательных репродуктивных технологий.
Кроме того, сперматогенез – это процесс, который происходит быстро и многократно, поэтому даже если происходит поражение клеток, то через какое‑то время оно компенсируется.
Ученые пришли к выводу: у большинства мужчин показатели спермограммы возвращаются к норме спустя 4 месяца после болезни.
Подчеркну: стать полностью бесплодным, переболев коронавирусом, мужчина не может! Как правило, бесплодие обусловлено тяжелой генетической патологией. Все остальные случаи поддаются терапии.
Лучше прививка!
– А предотвратить проблему можно?
– Да. Исходя из того, что на сегодняшний день есть данные о временном снижении фертильности после тяжелых форм COVID-19 – это пройти вакцинацию. Специальной терапии по профилактике снижения фертильности нет, во время пандемии стоит другая задача – спасти жизнь.
Все, что нам доступно сейчас – возможность предотвратить тяжелое течение заболевания, а это уже немало.
– Тут, кстати, всплывает один из главных мифов – что вакцинация приводит к проблемам с зачатием и даже бесплодию, есть ли какие-то точные исследования на этот счет?
– Влияние вакцинации на фертильность становилось предметом исследования в целом ряде стран.
Ученые пришли к главному выводу: вакцинация от коронавируса никак не связана со снижением фертильности ни у одного из партнеров.
Более того, у участниц исследования, привившихся хотя бы одним компонентом вакцины перед датой начала цикла, вероятность зачатия во время него оказалась в 1,08 раза выше, чем у невакцинированных. Сегодня наша главная задача – минимизировать случаи новых заражений и нелегкое протекание болезни. Это возможно только благодаря повсеместной вакцинации и выполнению всех мер по профилактике инфекции.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий