В 1900-м первой царицынской публичке была «отведена высокая, светлая и вполне удобная квартира» в только что отстроенном здании пожарной части. Купец Василий Лапшин дал на благое дело 1000 рублей, местный клуб собрал 900 целковых. Сейчас на дворе уже другой век, и «квартира» областной библиотеки им. Горького давно выросла в размерах и находится в большом здании на улице Мира. О том, как живется «Горьковке», «Волгоградская правда» расспросила ее директора Нину Шашко.
– Исторические факты и их «уроки»: имя мецената Василия Лапшина не стерлось со временем, хотя память о купечестве долгое время вытравлялась. Согласитесь, он заслуживает памятника за то, что сделал для просвещения города…
– Открытие нашей библиотеки продиктовано жизнью, по-другому быть не могло в бурно развивающемся «русском Чикаго», каким был тогда Царицын. Одним из инициаторов действительно был Лапшин, активный гласный в тогдашней городской думе, владелец заводов, фабрик, земли. Но мы-то помним его как мецената, жертвовавшего деньги на открытие храмов, сиротских приютов, гимназий, библиотеки… Если бы вопрос с памятником могла решать я, конечно, была бы только «за».
– Рисуя портрет Горьковской библиотеки, какие самые красноречивые цифры вы бы назвали?
– В нашем фонде более 1 миллиона единиц хранения. Чтобы вы себе это лучше представили: длина полок для такого количества экземпляров ни много ни мало 10 километров. Книгохранилище располагается под землей в несколько этажей-ярусов внутри библиотеки.
Алмазный наш фонд – значительное собрание книжных редкостей: более 23 тысяч экземпляров, в том числе раритеты времен Петра Великого и Екатерины II, прижизненные издания Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского. Самый древний фолиант – ровесница нашего города церковная книга «Триодь постная» 1589 года.
В советское время региональные библиотеки получали обязательный экземпляр всех выходящих в стране изданий. Поэтому у нас можно было найти любую книгу. Сейчас, когда человек хочет прочесть и обсудить только что вышедшую в свет новинку, мы не всегда можем в этом помочь. Труднее стало и с периодикой. Еще в прошлом году мы подписывались на 524 газеты и журнала, сейчас осилили только 88 названий исключительно благодаря внебюджетным средствам. Кстати, предшественница «ВП» – газета «Сталинградская правда» – у нас хранится с 1943 года, ее стали получать, не успела отгреметь Сталинградская битва, хотя времена были хуже некуда, война шла, но приоритеты были другими…
– Были ли в истории вашего директорства случаи, которые можно было бы назвать чудом? Что вызывает у вас удивление, гордость, горечь, драйв?
– Всегда эмоции, когда в начале сентября по выходным выстраиваются очереди, чтобы записаться в библиотеку, зарегистрироваться в один из клубов. Феноменальными я считаю акции «Библионочь», их прошло уже четыре. Каждый раз волнуюсь, вдруг не придут читатели и почитатели? Приходят, и еще как! Побит рекорд – более 6 тысяч участников.
Бывают «чудесные» читательские запросы. Недавно пришел студент и спросил книгу Достоевского «Паразит» – и это не было троллингом. Только у нас молодой человек выяснил, что на самом деле у Достоевского «Идиот», а главное, наконец взял великий роман в руки!
Или – ко мне врывается разъяренный читатель: оказывается, ему нужна болгарская газета, а у нас ее нет. Делаем запрос по МБА, через день получаем электронный вариант газеты. Точно так же другому товарищу оперативно помогли в работе над диссертацией. Благодаря доступу к диссертациям Российской государственной библиотеки в Москву ему ехать не понадобилось…
– Каково это – быть библиографом главной библиотеки региона? Есть у вас свой этический кодекс?
– Быть неравнодушным. Постоянно читать, знакомиться с новыми изданиями, любить читателей.
– За свой век библиотека рождалась, погибала и возрождалась. Куда идем сегодня?
– Только вперед. Активнее привлекаем бесплатные электронные ресурсы, развиваем пакет информационных услуг. Например, если нужно быстро получить помощь в библиотеке, оставляете предварительный заказ на сайте, услуга «Оперативность + Доступность». Книги будут подобраны к вашему приходу.
Работаем над новыми технологиями, без них не обойтись, и у них свои преимущества: возможность мобильного обслуживания на дому читателей, которым проблематично дойти до библиотеки, возможность сдать взятую на дом книгу в любой библиотеке города. Идей у нас много. Но я уверена, что вместе с новыми технологиями обязательно должна оставаться печатная книга с книжными полками и читальными залами. У читателя должен быть выбор.
Фото Александр Фолиев