Анастасия Ефремова: «Быт отца не интересовал, главным был театр»

Анастасия Ефремова: «Быт отца не интересовал, главным был театр»
Дочь великого артиста пригласила Волгоградский молодежный театр на фестиваль его имени

В Волгограде побывала гостья из Москвы – театральный критик, директор теат­рального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» Анастасия Ефремова. Свой фестиваль, посвященный русскому реалистическому психологическому театру, в основном провинциальному, она организовала в память своего отца – легендарного человека, народного артиста, создателя «Современника» Олега Ефремова.

Он всегда был рядом

– Каким отцом был Олег Николаевич Ефремов? Как он воспитывал вас с братом?

– Да нисколечко не воспитывал в общем-то. Только примером. Хотя однажды попытался, и поскольку это был единственный раз, я запомнила. Пришел он из театра домой мрачный. Позвал нас с Мишкой на кухню: «Идите сюда оба! Станьте!» Мне: «Ты когда будешь писать?» Мишке: «А ты когда учиться будешь?!» Мишка буквально вывалился в коридор от хохота. Отец удивился: «Чего это с ним?» Я – печально: «Довел до слез ребенка…»

95 процентов времени он проводил в театре, а 5 процентов оставалось на все остальное. Папу мало интересовал быт. Но я к нему всегда могла прийти, позвонить...

– Вы говорите об отце с большой нежностью, хотя ваши родители прожили вместе не так долго.

– Мне было всего три года, когда папа ушел. У родителей был гражданский брак, поэтому сначала в моем свидетельстве о рождении в графе «отец» был прочерк. Но когда папа узнал, что мамин муж собирается меня удочерить, он сразу пошел в загс, и с тех пор я стала Ефремовой Анастасией Олеговной. Он все равно был рядом. Я, когда хотела, приходила к дедушке и бабушке – родителям отца, могла зайти к нему в театр, посидеть на репетиции...

Это не гены, это олеги

– А со сводным братом Михаилом вы близкие люди?

– Да, с возрастом особенно. Он многое унаследовал от отца – обаяние, внутренний стержень. Ему повезло больше, чем мне, – у него с отцом были годы совместной работы в театре.

– Сейчас актерская династия Ефремовых продолжается в его внуках?

– Никита (сын Михаила Ефремова. – Прим. ред.) очень хорошо себя проявляет. Хотя мне сложно за ним наблюдать: одновременно вижу папину пластику и слышу Мишкин голос. Часто об этом говорят: «Гены, гены!» У нас даже шутка есть: «Это не гены, это олеги!»

Легко и негрузибельно

– Что примечательного вы увидели в Волгограде, какие впечатления от нас увезете? А может быть, сувениры?

– В Волгограде я впервые, приехала по приглашению Молодежного театра. Я ни разу не турист. На экскурсии и походы по музеям не хватает времени, да я это и не люблю. Предпочитаю просто гулять по улицам, даже в окно иногда заглянуть. Мне понравилось то, что я у вас увидела. Еще я зашла в маленький магазинчик рядом с театром и там купила чудесные сережки хэнд-мейд. С птичками. Я их собираю.

– И все-таки позвольте некорректный вопрос: оцените увиденные спектакли Молодежки!..

– Этот театр-дом меня порадовал чрезвычайно, прежде всего удивительным актерским ансамблем. Как говорил Ефремов: «Надо играть не роль, надо играть спектакль». Артисты как будто родственны друг другу, идеально чувствуют партнера, настолько точно работают в связке, что кажется, это выпускники одного курса и одного педагога, что на самом деле не так.

В Волгоградском молодежном театре я посмотрела три спектакля – «Банкрот», «Чудики» и премьеру нового сезона «Как вы это объясните, Холмс?». «Банкрот» решен в радостном ключе, что Островский позволяет, с нужной долей трагизма в конце, которую Самсон Силыч отыграл отлично. Это было легко, негрузибельно, неназидательно. Очень понравился мне спектакль «Чудики» по Шукшину, и я бы хотела видеть его на своем фестивале «ПостЕфремовское пространство», который планируется провести в конце сентября 2016 года в Севастополе. В этой постановке роскошные актерские работы. Я даже сперва не поняла, что роль немой Веры исполняет профессиональная актриса (Тамара Матвеева. – Прим. ред.), подумала: «Эх, ничего себе, театр глухонемую пригласил» – настолько это было органично. Когда она потом вышла на речь, получился прекрасный финал, изысканный, я бы сказала…

– А что скажете о «Холмсе»?

– Я не могу пригласить на фестиваль «Холмса», так как это зарубежная драматургия. Но, мне кажется, такой спектакль театру нужен. Да, это необычная стилистика, абсурдистский юмор, природу которого еще надо ухватить. Эту постановку можно совершенствовать, дорабатывать. …Знаете, мечта критика, когда спектакль идет час. Нет такого спектакля, который нельзя было бы сократить. Но это первый случай в моей жизни, когда хотелось, чтобы он был длиннее. Тогда он был бы еще смешнее, еще радостнее, еще интереснее, а финал – еще ярче. А какие там танцы!..

Когда вернусь в Москву, в Союз театральных деятелей, расскажу Александру Калягину, как все хорошо в театральном королевстве под названием Волгоградский молодежный театр.

Памятник Неизвестному артисту

– Актер Молодежного театра Игорь Мишин предложил поставить в Волгограде памятник Неизвестному провинциальному артисту. Как вы к такой инициативе относитесь?

– А разве такого памятника еще нет? Недавно в Калуге мы открыли памятник Зрителю. Бронзовая интеллигентная девушка с ридикюльчиком и с табличкой: «Нет ли лишнего билетика?» А памятник Неизвестному артисту… Хорошая мысль!

Фото Юлия Гречухина, источники интернета