Артефакты из Марокко

  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
  • Артефакты из Марокко
Как волгоградские художники Нина и Николай Зотовы открыли москвичам удивительную Африку

Черный континент давно стал источником вдохновения для семьи волгоградских живописцев – Николая и Нины Зотовых, а также их дочери Галины Легкой. Помимо собственных работ, они демонстрируют в столице свою коллекцию африканского искусства.

Роскошь пространства

– Выставляться в Музее Востока, да еще и по инициативе самого музея – это настоящий успех. Нина, какие реакции посетителей и музейных работников вам запомнились?

– Наша экспозиция разместилась в павильоне № 13 на ВДНХ. Это огромные площади – примерно 1000 кв. метров, что дало возможность дизайнерам музея творчески подойти к устройству экспозиции. За пять лет мы создали большое количество живописных работ, более 150, и в этих условиях их можно было достойно разместить. Живопись зазвучала по?новому. И впервые так хорошо и гармонично вписались в эту среду, в это пространство предметы коллекции.

– А что говорят зрители?

– Они воспринимают выставку с большим интересом и даже порой с восторгом, говорят, что впервые увидели нечто подобное. Музейные работники и хранитель Африканской коллекции музея отмечают высокий художественный уровень наших экспонатов и высокий уровень живописи.

– Волгоградцы, к счастью, видели и вашу коллекцию экзотических предметов, и ваш «Марокканский дневник», в котором отражены эмоции от путешествия по разноцветным городам этой африканской жемчужины. Отличается ли чем?то московская экспозиция от тех волгоградских выставок?

– В Волгограде мы выставили лишь часть живописи и только часть африканской коллекции. К сожалению, если помните, выставка «Марокканский дневник» по времени совпала с терактами в городе и была в основном закрыта.

«В вашей маске есть душа!»

– С чего вы начали собирать африканские артефакты? Что было первой вещью, с которой ведет отсчет ваше собрание редкостей?

– Первым предметом, который мы увидели и купили на рынке Сук в Марракеше, была большая ритуальная маска вождя, в которой он пляшет на празднике урожая. Знакомый местный житель спросил, зачем нам такая изъеденная жучком старая маска, его это удивило, ведь можно было приобрести новые сувенирные маски из черного дерева. А я, как могла, объяснила, что купила произведение искусства, которое таковым останется и через 200 лет. Он два дня обдумывал мои слова, а затем изрек: «О, я понял, в вашей маске есть душа!» А самые любимые – две круглые маски Буа из Буркина Фасо. Буа – это сова.

– Что сейчас представляет собой ваша коллекция?

– Предметов в ней более 300. Туда входит деревянная скульптура, маски, терракотовая скульптура, бронза, двери, барабаны, трости, колышки, кинжалы, пороховницы, стулья, скамьи, короба, ритуальные резные гребни, ступы, чаши, ковши, берберские коврики, сумки-шукара, берберские ювелирные украшения, ожерелья, бусы, обереги. Родиной экспонатов, представленных в коллекции, являются страны тропической Африки – Мали, Нигерия, Камерун, Конго, Кот-д,Ивуар – и северной Африки – Марокко.

Посмотреть на стариков

– Африканская тема интересно преломляется и в вашем собственном искусстве.

– Понятно, что надо было погрузиться в чужую нам культуру, изучить традиции, обычаи, мировоззрение, верования. В некоторых работах Николая отражено мировоззрение африканцев. Например, у них культ преклонения Первопредкам, поэтому много картин посвящено этому первородному культу. Чтобы понять эти картины, зрителю надо быть подготовленным или попытаться расшифровать их.

В течение дня в Марокко можно побывать в нескольких климатах – утром искупаться в океане, днем покататься в горах на лыжах, вечером поехать к Сахаре… Вся Африка – как раскрашенные холсты. Мы ездили по Марокко, останавливаясь ненадолго в разных местах. Когда несешься на большой скорости по трассе, дома, словно соты, прилепившиеся к склонам гор, сливаются в одно огромное лоскутное одеяло. Чтобы точнее передать это чувство, Николай ушел от реалистической манеры в абстракцию. Вглядевшись в причудливую мозаику из прямоугольников и квадратов, улавливаешь это чувство стремительного движения и… вечности рядом.

– Какие жанры представлены на выставке?

– Различные: пейзажи, натюрморты, тематические картины, портреты старых берберов. Если хочешь понять страну и ее душу, то нужно посмотреть на ее стариков. Старость – гордость народа, есть такая поговорка…

– Что надо сделать художнику, чтобы получить выставку в столице?

– Работать. Чтобы предложить свое творчество в столице, мы накопили достаточное количество работ и предметов личной коллекции. Мы заявили о себе, наше предложение рассмотрели и включили в план выставочной деятельности музея.

– Ну, а волгоградцы гордятся своими земляками и ждут ваших новых вернисажей дома!

Магия Африки

В Марокко развиты колдовство и шаманизм. Несмотря на то что страна официально исповедует ислам, для марокканцев это нормальные явления. На самом обычном рынке можно без проблем купить предметы для проведения колдовских ритуалов. Африканцы верят, что все одушевлено, что духи всегда незримо присутствуют рядом. Не случайно африканское искусство корнями связано с магией. Действительно, многие считают, что африканские маски излучают некую энергию, например негативную, так как их использовали в мистических жутких ритуалах. Понятно, что существуют маски тайных союзов, изображающие духов и предназначенные устрашать людей, не принадлежащих к их союзу.

Существуют маски для обрядов инициации, знаменующие собой перевод юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин. Есть маски-тотемы, чаще всего это изображение животного – покровителя, тотема рода.

Хоронят, как человека

Кстати, женщинам смысл ритуальных масок не раскрывается. А резчиков масок почитают наряду с колдунами. Ведь считается, что они входят в контакт с тонким миром. Поэтому резчиков даже сторонятся. Отслужившую свой срок и поврежденную маску хоронят, как человека, да еще кладут с ней рядом украшение – в благодарность за то добро, которое она несла людям.

Но есть и добрые, развлекательные маски, которые участвовали в различных празднествах, они не связаны ни с какой мрачной энергетикой. И главное, повторяю, маски и скульптуру из дерева мы собирали исходя из их художественных достоинств.

300 артефактов в одном пространстве

Терракот культуры Нок, бронзовые изделия мастеров Бенина, берберские украшения, ритуальные и церемониальные маски, кинжалы, барабаны – эти и другие произведения Зотовы собирали во время многочисленных путешествий по Северной и Тропической Африке (Мали, Нигерия, Камерун, Конго, Кот-д,Ивуар и Марокко). В их коллекцию вошли образцы африканского искусства, обнаруженные как в антикварных лавках, так и глухих деревеньках Атласских гор. В одном выставочном пространстве собрано около 300 артефактов.