Накануне юбилея в редакцию пришел мужчина. Принес ворох газетных вырезок о Борисе Екимове, стопку екимовских книг – видно, что читаных-перечитаных. Волновался, как бы не забыли поздравить юбиляра. Таких верных почитателей у Бориса Екимова множество. Народная любовь – его самая дорогая награда. А ведь Борис Екимов – лауреат Государственной премии, премии Солженицына и множества других почетных званий, престижнее которых трудно вспомнить.
Борис Екимов признан в литературном мире. О нем пишут диссертации, его изучают в школе. Его произведения переводятся на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский. А все-таки он ближе и роднее своему, российскому читателю. Ведь на страницах его повестей и рассказов оживают нашенские края, люди, рядом с которыми он живет в Калаче, беды русской деревни, придонские степи и курганы с их вечной красотой.
Однажды на калачевском базаре Бориса Петровича остановил малознакомый человек и спросил: «Когда ты про меня еще один рассказ напишешь?» Герои узнают себя в литературной «Стране Екимии», приходят к автору выяснить отношения, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться. Блистательную художественную прозу Екимова отличают редкостная честность и достоинство. Как-то он сказал:
– Часто меня спрашивают о моих книгах, правда это или выдумка. Мои хорошие, в художественной литературе придумать ничего нельзя. Нет ничего прекраснее и ничего страшнее, чем жизнь человеческая. Потому вся лучшая литература – из жизни. Да, это не прямая газетная заметка. Литератор – особая профессия, нужен кое-какой дар. Как говорится, та же мучка, но другие ручки…
В преддверии юбилея писатель встретился с молодежью в Волгоградском социально-педагогическом университете. Переполнен был зал и в областной библиотеке имени Горького – народ стремился увидеть, послушать любимого автора, который, как известно, не большой любитель светских тусовок. Он живет довольно замкнутой жизнью «на два дома» – в Калаче и в Волгограде, по-прежнему работает. А поклонники с нетерпением ждут его журнальных публикаций и новых сборников, с удовольствием перечитывают любимое… «Ночь исцеления», «Фетисыч», «Пастушья звезда», «Елка для матери», «За теплым хлебом» – у каждого свое.
«Тяжелые времена все не кончаются. Где спасение?» – часто спрашивают Екимова. А он отвечает примерно так: «Стоит ли уповать на власти и на «царя-батюшку», не знаю. Где выход? Любить ближних своих. Никто в мире не любит тебя больше, чем мать и отец. Как легко любить человечество, и как тяжело любить старую маму. Узкий круг братьев и сестер, близких подруг и друзей детства, юности. Других не будет. Этот круг должен помогать жить. Дорожите им, не разбрасывайтесь ими. Надейтесь на себя.»
Сотрудники Горьковской библиотеки радушно приглашали обращаться: хотя время миллионных тиражей миновало, в фондах библиотеки найдется екимовская проза разных лет. Ведь лучшая встреча с писателем всегда на страницах его книг.