Библиохаос и рандеву с призраком Пушкина

Библиохаос и рандеву с призраком Пушкина
Приличная толпа собралась в объявленное время у входа в областную библиотеку имени Горького – там, в рамках всероссийской Библионочи затевалось нечто особенное. Дети, студенты, очкастые дядечки, пенсионерки по сигналу хлынули внутрь.

«Не страшно? Вон сколько народу-то...» – спрашиваю Ольгу Маруга, завотделом массовой работы. «Вечные ценности не пострадают, но нам всем, конечно, достанется», – философски отвечает Ольга, очевидно имея в виду себя и своих отважных коллег-библиотекарей во главе с директором Ниной Шашко.
Ночь в библиотеке имени Горького (БГ) они прозорливо нарекли «На закате», ведь акция под девизом «Закати себя в БГ» длилась до 23.00. Такого столпотворения и гама не наблюдалось в храме тишины, пожалуй, со дня основания.
Для начала во всю мощь замолотили корейские барабаны. С высоких ступенек у центрального входа БГ съехали велосипедисты и пошли выделывать трюки – верхом на двухколесных машинах кружились, прыгали через веревочку, заставляя зрителей ахать. Пиковый момент наступил, когда, вызвав из толпы троих добровольцев и положив их рядком на асфальт, всадники на железных конях перемахивали живое препятствие – велотриал показала группа «Vesper».
Вкусная книга в дар
Публика как горячие пирожки расхватывала книги в дар. Поддавшись ажиотажу, выуживаю из кучи на столе пару детективов. «Это что, смотри, какая редкость – решения партсъездов 1937 года издания», – хвалится добычей знакомый. Бесплатные интеллектуальные угощения разбирались влет. Тут же начинался обмен – Тургенева на сказки Андерсена, английский словарь на каталог марок.
У буфета, где шла торговля настоящими пирожками, отлично вписалась в антураж ироничная картина «Портрет продавщицы» друга Горьковки – художника-экспериментатора Шатилова. Настоящие продавщицы ничего, не обижались.
На втором этаже проходили мастер-классы на любой вкус – моделирование из бумаги, точечная роспись по стеклу и даже изготовление кузюзек (авторских текстильных игрушек от Юлии Кононовой). Открылось литературное кафе – самодеятельные поэты и прозаики декламировали друг другу свои вирши. Взволнованные барышни, выходя читать, просили: «Тише, я волнуюсь...»
Мы строили, строили
Меж привычных каталогов появился причудливый грот, похожий на огромную ракушку, – библиотекари строили его несколько дней из книжных томов, как из кирпичей. Внутри «ракушки» расположились антикварная керосиновая лампа, какой-то толстый фолиант. Народ с удовольствием фотографировался на фоне инсталляции «в тему» и трогался дальше – смотреть живые картины, танцевальное шоу, выставки.
«Где тут учат сальсу плясать?» – спрашивала симпатичная дама. «Пойдешь на компьютерное тестирование?» – хихикают две подружки.
...Массовым посетителям впервые показали главную реликвию библиотеки. Вот она, под стеклом. Большой пухлый том. На лоснящихся от времени, словно засаленных страницах четко проступают кириллические буквицы и титлы. Этому рукописному изданию больше 400 лет. «Триодь постная» – ровесница Царицына-Волгограда. Почти невозможно представить, что писцы трудились над ней аж в 1589 году, где-то в монастыре, при свете даже не керосинки, а лампады или свечи. Тогда только заложена была небольшая стрелецкая крепость напротив впадения Царицы в Волгу.
– ...Вам погадать? Называйте номер страницы и строчки, – артистичная сотрудница библиотеки в цыганском костюме напророчила мне будущее по увесистой энциклопедии «История Екатерины Великой». Сказала, мол, ждут «удивление и неожиданность». Наверное, это про посещение хранилищ библиотеки – ее загадочного Чрева, территории, всегда закрытой для посторонних.
В Библионочь для всех нас было сделано исключение.
Осторожно, вход разрешен
Запретный плод всегда заманчив. А любопытство не порок. На экскурсию образовалась большая очередь. Ее хвост тянулся через весь зал.
Группами, гуськом, люди осторожно спускались в таинственный полумрак. Длинные коридоры, несметное количество стеллажей расположены по периметру библиотеки сразу на четырех уровнях.
Без опытного гида тут вполне можно заблудиться. Где мы сейчас? Под землей или на верхнем этаже? Ближе к улице Мира или Порт-Саида? Не понятно. Окон нет. Идем и идем. Дорогу освещают слабые фонарики.
Как тут прохладно, сумрачно, и вроде время застыло – не слышно громкой музыки в соседних помещениях, грохота вечернего города. Он где-то рядом, и в то же время в другой реальности.
Пахнет старой слежавшейся бумагой, пылью. Вдалеке мерцает дежурная лампочка. А тут еще сотрудники библиотеки «нагоняют атмосферы». Ой, что это – на металлическую этажерку кто-то подвесил «зеленого человечка» из фольги. Шутники. А в том дальнем углу что-то шелестит. Сквозняк? Или кто-то опять дурачится?
Сколько же километров тянутся эти полки? Мнения разделились. Одни библиотекари говорят – десять. Другие утверждают, что 12. Еще бы, здесь сложено более миллиона единиц хранения. Бумажное достояние жителей региона, которое, без преувеличения, ценится на вес золота.
Все это богатство кропотливо описано, систематизировано, благодаря чему за считаные минуты библиографы находят и выдают из недр «на-гора» заказанный читателем экземпляр. Нам же, профанам, кажутся бесконечными ряды этих книжных корешков, папок, подшивок.
Но вся библиотечная работа происходит все-таки днем.
– А ночью? Тут у вас привидения не шастают? – в ответ библиотекари переглядывались, улыбались и хитро так говорили:
– Почему нет?
Здесь под обложками прячутся формулы и афоризмы, затаились исторические хроники и статфакты, солидно угнездились даты и ссылки, улеглись мысли, беззвучно шелестят полемики. Тихо, как мыши, шепчутся рифмы и неслышно складываются слова великой прозы.
И кто ж его знает, что тут делается в полночь. Тень в крылатке, похожая на Александра Сергеевича, может, и разминется с бородатым Львом Николаевичем. А черный Бегемот кошкой шмыгнет за полку, где стоит собрание сочинений Булгакова. Вполне-вполне.
Библионочь в БГ закончилась после заката эффектным файер-шоу, стоившим отдельных нервов хозяевам библиотеки.
Зато, по их подсчетам, в акции поучаствовали около 4 тысяч человек. Невиданное дело – абонемент активно работал до темноты. И полку читателей БГ заметно прибыло – записались десятки человек.
– Мы вновь убедились, что такие нестандартные мероприятия вызывают у волгоградцев искренний интерес, – подводит черту директор библиотеки Нина Шашко, – и, возможно, круглосуточная работа нашей библиотеки не такая уж утопия. Кстати, в круглосуточном режиме действуют многие библиотеки мира, например университетские библиотеки в США.