Битва музеев: Рерихи проигрывают?

Битва музеев: Рерихи проигрывают?
Волгоградцы встали на защиту музея Рериха в Москве

Имя великого русского художника, ученого, философа, путешественника Николая Рериха известно всему миру. Много у него почитателей и в Волгоградской области – более 20 лет здесь работает Рериховское общество. Его активисты недавно побывали в Москве на съезде международного центра Рерихов (МЦР), где говорилось о спасении столичного музея. Наш обозреватель Юлия ГРЕЧУХИНА выяснила подробности этой сенсационной истории – первыми ее теперь узнают читатели «ВП».

Меценатам – спасибо

Эта детективная история, в которой завязаны сразу два музея – общественный и государственный, – продолжается несколько лет. Если кратко, то она выглядит так: в конце 80-х правительство Москвы выделило усадьбу Лопухиных под общественный музей имени Николая Рериха.

Памятник архитектуры был в плачевном состоянии, но «рериховцы» сумели его воссоздать на деньги меценатов, да так, что получили ряд престижных государственных и международных наград.

Более того, МЦР (Международный центр Рерихов) даже выдвинули на Нобелевскую премию. С юридической точки зрения все это время усадьба находилась в собственности государства, но по договорам была передана МЦР в аренду на 49 лет, до 2044 года.

Однако вскоре после смерти президента МЦР Людмилы Шапошниковой объект передается из столичной собственности в федеральную, а затем – в оперативное управление Государственному музею Востока.

На кону – 10 млрд долларов?

И все бы ничего, но параллельно вдруг появляются сообщения о том, что прокуратура намерена проверить законность владения МЦР культурынми ценностями из наследия семьи.

На этом фоне известие о планах создать Государственный музей Рерихов в Усадьбе Лопухиных вызвало бурную общественную реакцию. На платформе change.org в Интернете была создана петиция, призывающая спасти музей. Воззвание уже подписали около 200 тысяч человек. Среди них много волгоградцев.

Наши земляки, почитатели таланта Рериха, говорят: сегодня стоимость одной картины мастера оценивается на уровне $5 млн. А все имущество превышает $10 млрд! Не в этом ли кроется главная причина разрушения общественного музея?

«Это противоречит позиции завещателя!»

– Международный центр Рерихов и его общественный музей были основаны Святославом Рерихом, младшим сыном Николая Константиновича Рериха, – объясняет представитель Волгоградского Рериховского общества Владимир Макаров. – Он безвозмездно передал ценнейшее наследие своих родителей: сотни картин, библиотеку, архив. Но с обязательным условием: музей должен быть общественным и располагаться в памятнике архитектуры – усадьбе Лопухиных.

Сын считал, что музей его отца должен обладать независимостью и функционировать поверх ведомственных барьеров. То, что происходит сейчас, убежден Макаров, противоречит позиции завещателя. Интересно, что объект до сих пор содержится исключительно на пожертвования граждан(в том числе и волгоградцев – Прим. ред.).

– Среди последователей рериховского движения редко бывают богатые люди, но и на наши скромные пожертвования музей может оплачивать коммунальные счета, – говорят рериховцы. – На официальном сайте МЦР любой желающий может перевести деньги на определенные расходы музея, кроме того, музей нуждается и в рабочих руках.

Наши земляки будут и дальше помогать, но сейчас их цель – защитить музей от «посягательств».

Тайное наследие

Хотя, конечно, история с битвой музеев – весьма странная. Но рериховцы не называют впрямую «бенефицаров», которые могут стоять за охотой на миллиардное наследие мастера. Может, и правда, не знают. Но в таком случае выиграть эту «культурную битву» им будет не просто.

Впрочем, все, что связано с именем Рериха, так или иначе окутано загадками. Например, волгоградцы из Рериховского общества рассказали «ВП» об удивительной экспедиции на Алтай к легендарной горе Белуха, где происходили необычные вещи.

– Участниками были люди разного возраста – от студентов до пенсионеров – и большинство не имели «горного» опыта, – рассказывает председатель общества Людмила Коржова. – Но даже бывалые спортсмены отмечали легкость восхождения, дух помогал превозмогать немощь тела.

Вторым открытием стали невероятные космические краски рериховских гор – оказалось, они не фантастика, а реальность!

– Я видела на восходе, как солнце освещает белоснежную вершину, и она становится ярко-алой, как у мастера, – говорит Коржова.

А еще по работам Рериха можно преподавать геологию. Осыпи, склоны и рельеф – все передано с фотографической точностью. И в этом весь Рерих – реалист духа...

«Картина рериха находится в запасниках»

Ольга Малкова, искусствовед, заместитель директора Волгоградского музея изобразительных искусств имени Машкова:

– У нас в музее хранится одна из его ранних работ – этюд, изображающий закат. Долгие годы ее можно было видеть в постоянной экспозиции, сейчас, в связи с ремонтом, она хранится в запасниках. Несколько раз музей принимал привозные выставки копий и подлинников Рериха, и каждый раз реакция публики была беспрецедентной – шквальный интерес, массовый наплыв зрителя. Люди подолгу стояли и сидели у его картин. Нельзя отрицать сильного воздействия на зрителя, даже на физическом уровне, работ Рериха с их светоносностью, цветовыми контрастами. Это один из тех художников, которого занимала задача выхода за пределы материального, вещественного мира, за пределы обыденной реальности.

Справка «ВП»

Рерих Николай Константинович (1874–1947) – русский художник, философ-мистик, писатель и поэт, путешественник, археолог, общественный деятель, педагог. 42 года Рерих прожил в России, около 20 лет – в Индии, три года – в США. В течение жизни создал около семи тысяч картин, многие из которых находятся в известных галереях мира.

Многогранный талант Николая Рериха проявился в области станковой, монументальной живописи (фрески, мозаика). С 1917 года жил за границей. В ранних картинах художника царила древняя языческая Русь (серия картин «Начало Руси. Славяне»), красочные образы народного эпоса («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), религиозная живопись (серия «Санкта»). Писатель Леонид Андреев назвал русский цикл художника «Державой Рериха» – столь он необычен.

В поздний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл (Гималайская серия).

В Индии Рерихи изучают древние памятники искусства и культуры, посещают монастыри, проходят маршрутом, по которому шел, проповедуя, Будда. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи). Там родилась его концепция о космической эволюции человечества.

Кстати

В Волгограде множество почитателей художника и мыслителя. На одну из его выставок в 1990?х, когда вокруг был кризис и дефолт, в наш музей пришло более 10 тыс. волгоградцев. Это было незабываемо.

Поделиться в соцсетях