Большая опера уходит из театра?

  • Большая опера уходит из театра?
  • Большая опера уходит из театра?
Что нужно знать о самом элитарном жанре, с чего начинать слушать классическое исполнение, когда аплодировать и надевать ли норковое манто на премьеру, выяснила обозреватель «Волгоградки» Юлия ГРЕЧУХИНА, неожиданно для себя слушавшая оперу в… ТРЦ.

Ловите счастья миг златой

Волгоградские оперные певцы пошли в народ. Впервые артисты устроили своеобразный флешмоб: спели классические арии посреди волгоградских ТРЦ – торгово-развлекательных центров, на абсолютно необычных для себя площадках.

Посетителей, мягко говоря, застало врасплох мощные арии из «Травиаты», ведь нечасто в торговых моллах звучит музыка Верди, да еще живым звуком!

И хотя наступление прекрасного на зону потребления было неожиданным, реакция публики была в целом доброжелательной. Волгоградцы, оказавшиеся в эпицентре оперного розыгрыша, невольно замедляли шаг, некоторые доставали мобильники и начинали снимать происходящее.

Одним словом, эксперимент можно считать удачным. По крайней мере, оперные мэтры считают, что масс-проект нужно продолжать.

И это весьма смелое решение. Ведь считается, что опера – это элитарно и не для всех. «Как же вы рискнули опуститься до праздной толпы?» – спрашиваем у театральной труппы.

«Мы не первопроходцы», – поясняют артисты. И напоминают, что в наши дни опера звучит не только в театрах, но и на самых неожиданных площадках: крышах зданий, в старинных усадьбах, в формате оpen air на фоне храма Христа Спасителя. В конце концов, «Метрополетен-опера» вообще спускался в метро!

Да, все вроде бы так. Но и Волгоград – не Париж, не Лондон и даже не Москва.

«Вот потому и будем развивать такие проекты», – парируют артисты. И приводят в пример соседнюю Астрахань, где премьеру оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова давали в естественных декорациях Астраханского кремля.

Вероятно, и в Волгограде следует ждать чего-то подобного. Тем более что наш местный оперный коллектив горит желанием вывести спектакли из ограниченного культурного пространства, делать представления модными среди зрителей всех возрастов и социального статуса.

А уникальных площадок в Волгограде достаточно. Например, есть мысли поставить «Аиду» на фоне заволжских степей… или перенести оперу «А зори здесь тихие» к Озеру слез на Мамаев курган.

Заказываем ложу... в магазине?

Но несмотря на то, что такие эксперименты сейчас модны, волгоградские солисты, выступая в торговых залах и продумывая другие необычные площадки, идут на известный риск. Ведь акустика вне театра совсем другая. К тому же нет привычных кулис и рампы. «Страшно было?» – спрашиваем у худрука оперного коллектива Николая Черепанова.

– В нашем театре нет певцов, испытывающих страх перед публикой, любая встреча со зрителем – радостное событие. Так было и на этот раз, – комментирует он.

Похоже, понравилось всем: на время забыв о покупках, люди включались в викторину с розыгрышем призов. Победители получили билеты на премьеры, желающие фотографировались с артистами. Теперь можно искать себя в соцсетях, где будут выкладываться кадры с перформанса.

Но главное – кто-то ведь задумается: а не пойти ли на «Травиату» в театр, заняв удобное место в партере или на балконе.

Тем более что современный дресс-код допускает отсутствие платья в пол, фрака и норкового манто. Модный тренд один – ходить на оперу и слушать живое исполнение.

ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ ФЛЕШМОБЫ

У стен главного здания банка в Барселоне была исполнена «Ода к радости» Бетховена со словами Шиллера. Десять оперных певцов из Канады, США и ПуэртоРико, находясь среди гостей на одном из светских вечеров, начали петь известную композицию Джузеппе Верди. Пассажиры в самарском аэропорту Курумоч стали свидетелями оперного флешмоба. Обычные с виду путешественники и стюардесса неожиданно запели неаполитанскую песню Funiculi Funicula. Таким образом они прорекламировали международный музыкальный фестиваль «Классика над Волгой». Самарцы пели и на железнодорожном вокзале.

Шесть правил начинающего зрителя

1.С чего начать знакомство? Традиционная обойма самых «классических» опер не так велика – максимум 20–25. И начинать лучше, конечно, с канонических произведений, например, таких, как «Травиата» Верди, «Тоска» Пуччини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» Чайковского. Кстати, все они есть в репертуаре наших театров.

2. Правда ли, что опера не для всех? Оперу часто называют элитарным жанром, возможно, потому что это один из самых дорогих видов искусства. И неудивительно – в этом масштабном полотне соединены пение, музыка, балет, живопись. Приходилось слышать мнения певцов о том, что опера – искусство, подвластное не всем исполнителям, для этого нужны особые голосовые данные. А вот талантливое исполнение подходит как раз для всех слушателей без исключения.

3. Обязательно ли читать либретто? Желательно, но не обязательно, ведь главное в оперном спектакле его музыкальное содержание. Либретто помогает сориентироваться в сюжете, взаимоотношениях персонажей. Но куда интереснее увидеть, как интерпретируют произведение режиссер и артисты. Не зря же меломаны смотрят одного того же «Онегина» или «Кармен» в разных постановках с разными солистами.

4. Где слушать? Вариантов много. Можно поставить в машине или дома оперные записи на дисках. Есть DVD с фильмами-операми. Все большую популярность набирают кинотрансляции лучших оперных спектаклей мира. Но принято считать, что ничего лучше живого исполнения оперы не может быть.

5. В чем идти на премьеру? Меховые манто и платья в пол, бриллианты и смокинги можно встретить разве что в крупнейших театрах мира или престижных фестивалях. Хотя было бы неплохо вернуть нашей джинсовой публике более парадный вид, считают почитатели жанра. На сегодня оптимальный вариант – smart casual (нарядная повседневность), и чем ближе к сцене вы сидите, тем более элегантным должен быть ваш вид. Учитывая, что в наших театрах система кондиционирования непредсказуема, дамам лучше прихватить с собой шаль или палантин, мужчин выручит пиджак.

6. Когда принято аплодировать? По окончании увертюры (оркестрового выступления), арии или дуэта. Не стоит хлопать поверх музыки, если она продолжает звучать, но после некоторых популярных арий (где композиторы «не сделали» паузу для аплодисментов) случается и такое. Дирижера и оркестр принято награждать аплодисментами перед последним актом спектакля: свет софитов в этот момент направлен на оркестровую яму. Иногда аплодируют, когда поднимается занавес, в знак одобрения декораций и восхищения работой художника-постановщика или когда на сцену выходит любимый актер. И точно не надо аплодировать, когда задерживается спектакль.