Не было бы счастья, да несчастье помогло. Историческая сцена Малого театра уже несколько лет находится на ремонте, и по этой причине прославленный коллектив колесит с гастролями по стране. А иначе трудно сказать, когда провинциальная публика, не выезжая в столицу, увидела бы корифеев сцены в «живых» спектаклях.
Старше, чем Америка
Волгоград при поддержке Минкульта РФ попал в число городов, охваченных гастрольным обменом. В сентябре наш ТЮЗ успешно показал несколько своих постановок в филиале Малого на Большой Ордынке, теперь настала очередь волгоградцев принимать москвичей.
Малый театр – один из старейших в стране, он в этом году начал свой 260?й сезон. Актеры здесь шутят, что их театр старше, чем Америка. А в России старше его, пожалуй, только первый российский театр им. Волкова в Ярославле. Малый – это громкий театральный бренд, и несмотря на высокие по местным меркам цены за билеты они активно раскупались. Так что до конца недели в зале ТЮЗа, где проходят гастрольные спектакли, ожидается аншлаг.
Первый вечер перенес зрителей в эпоху Островского. Это знаковое имя в репертуаре Малого театра, где в разное время увидели свет все 48 пьес классика.
Открыла гастроли комедия «Волки и овцы» в постановке Виталия Иванова, в лучших традициях «старого» драматического театра, с масштабными декорациями, отточенной актерской игрой и речью.
Остроумная история о том, что одним людям суждено быть простодушными и кроткими, как овечки, а другим – хищными и опасными, как волки, разыгрывалась на фоне внушительной колоннады, просторных гостиных и веранд господских домов окнами в «лесную глушь». Мы уже отвыкли от такой роскошной сценографии. Бархатные шторы, старинная мебель, изящная посуда – присутствовали атрибуты барских усадеб, костюмы с ручной вышивкой… И все?таки восхищенные взгляды были прикованы к актерам. В спектакле занят звездный ансамбль – народные артисты России Людмила Полякова, Борис Невзоров, Евгения Глушенко, Людмила Титова, заслуженный артист России Виктор Низовой. Они играли в полную силу, без скидок на «провинциальность» аудитории. В финале на поклонах зал встал и устроил овацию.
Не допустить «балласта»
Накануне на пресс-конференции генеральный директор ГАМТ России Тамара Михайлова подчеркнула важный репутационный момент. Театр, который считается национальным достоянием России, требовательно относится к качеству гастрольных выступлений.
– Все спектакли, которые мы привозим в российские города, идут точно так же, как и в Москве. Мы ничего не меняем в оформлении сцены, не пользуемся никаким дополнительным реквизитом местных театров. Это принципиальная позиция: не опускать профессиональную планку, уважать каждого зрителя.
Именно это обстоятельство имеет решающее значение и в выборе гастрольного репертуара. Родная сцена Малого довольно велика, поэтому не все постановки возможно показывать на выезде без ущерба для режиссерского замысла.
12 и 14 ноября волгоградцев порадуют бессмертной комедией «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Владимира Бейлиса с участием народных артистов России Ирины Муравьевой, Бориса Клюева, Лилии Юдиной. Главному герою Егору Глумову в исполнении заслуженного артиста России Александра Вершинина вместе со зрителями предстоит решить, все ли способы хороши, чтобы сделать карьеру и выбиться в люди.
«Маскарад» Лермонтова будет показан в Волгограде 13 и 15 ноября. Пьесу о высоких страстях, коварстве и любви, чистоте и мраке человеческих душ поставил режиссер Андрей Житинкин. Художественное оформление Сергея Бархина, костюмы выполнены по эскизам российского кутюрье Вячеслава Зайцева. Постановка приурочена к 70?летию народного артиста России Бориса Клюева, исполнителя роли Арбенина. Нину сыграла актриса Полина Долинская. В спектакле заняты народный артист России Борис Невзоров, заслуженный артист России Владимир Носик и другие.
– Однако в зрительном зале часто чувствуется «балласт» – люди, которые с эдаким снисходительным прищуром пришли посмотреть на заезжих гастролеров. Наша задача – искренне работать, чтобы нарушить этот баланс в свою пользу, – ответил народный артист РФ Борис Невзоров на вопрос об особенностях публики в провинции, – а то нашу жизнь так заюморили, засатирили и закавээнили, что это уже начинает надоедать.
Не надо снимать штаны!
Малый театр иногда обвиняют в музейности. Но это принципиальная позиция – играть классику, не прибегая к новым прочтениям, неуставной лексике, скандальности. Как любит повторять художественный руководитель ГАМТа Юрий Соломин, не надо снимать штаны и оставаться в одних кальсонах, чтобы показать современность.
– Мы не лжем ни в чем! Не выпендриваемся! – горячилась народная артистка РФ Людмила Полякова. – Просто в советское время в пьесах Островского зритель смеялся над одними шутками, а сейчас – над другими. Лет 20?30 назад народ не понимал, как это за невозврат кредита – в долговую яму. Не знали, что такое поручитель, проценты, обмен валюты. А сейчас публика это сечет, а уж когда на сцене чиновники взятки дают-берут, знаете, что в зале творится?!
Так что Островского всегда ждет успех, в любое время…
Фото Александр Куликов