Большой город в поисках смыслов

Большой город в поисках смыслов
Волгоградские художники и акционисты готовят новую декаду паблик-арта

В Волгограде состоялся оpen call предстоящей (второй по счету) волгоградской декады паблик-арта «(Из)Обретая публичное…», которая должна пройти в конце июня. Прошлым летом многие горожане с интересом наблюдали хэппенинги и перформансы, художественные микроинтервенции пока еще экзотического для нас уличного искусства. О смыслах этих проектов мы говорим с искусствоведом, куратором Антоном Вальковским.

Навстречу друг другу

– Антон, может ли уличное искусство влиять на жизнь города и горожан? Ведь оно не для массовой аудитории?

– Не соглашусь. Как раз наоборот. Классическое искусство – автономно, зритель воспринимает его пассивно, с позиции наблюдателя. Актуальное же искусство делает зрителя соучастником. Оно ведет к продуктивным изменениям, если не материальным, то на уровне сознания. Меняет наше отношение к привычным вещам, людям, окружению; возвращает веру в то, что при помощи коллективного действия, коллективного ответственного поступка можно что-то изменить. Мы учимся не быть зеваками в «обществе спектакля», но быть режиссерами собственной жизни. В этом современное искусство сближается с социокультурным проектированием.

Оно становится менее элитарным и более демократичным. На примере многих российских грантовых конкурсов в сфере культуры мы видим явный поворот к работе по формированию сообществ. Если мы сможем создавать чувство сопричастности между людьми, научить их технологиям проектной работы, они получат ресурсы для того, чтобы реально изменять свою жизнь к лучшему, а не ждать, что это сделает кто-то другой.

Хотя я не отрицаю, что столкновение с современным искусством для кого-то может оказаться болезненным: оно выводит человека из состояния пассивности и апатии, из зоны комфорта.

«Точки входа»

– Что вы лично для себя поняли после окончания первой декады паблик-арта? Нашли его «точки входа» в Волгоград?

– Во время реализации отдельных художественных проектов мы подтвердили ряд гипотез о Волгограде и его жителях. Например, что многие горожане, живущие здесь на протяжении десятилетий, часто не соотносят себя с Волгоградом, мечтают уехать в другие регионы. В рамках проекта Тамары Нечаевой «Простые вещи» мы пытались вернуть это утраченное чувство связи с городом (в одном из городских двориков на веревке были развешаны футболки с авторскими принтами – очаровательными видами Волгограда; прохожие могли их обменять на вещи и воспоминания. – Прим. ред.). Другие проекты, например «Плохие портреты» Антона Капустина, подтвердили нашу гипотезу об отсутствии связей и взаимодействия между отдельными автономными сообществами в Волгограде (любопытнейший соцэксперимент, когда на «волгоградский Монмартр» – Аллею Героев пришел посторонний художник и попытался там поработать, рисуя портреты прохожих за 10 рублей. – Прим. ред.). Состояние ума многих волгоградцев – это состояние войны, когда доминируют недоверие, подозрительность. Наши художественные проекты, даже если и не смогли изменить существующую в городе ситуацию, задали важные для города вопросы. А выбранные нами «точки входа» оказались своего рода экспериментальными лабораториями, в которых тестировались новые формы взаимоотношений.

– Что нам ждать от новой декады паблик-арта?

– Мы продолжим работы по открытию новых пространств в городе, привлечению к ним внимания общественности. Пока детали сохраним в секрете, но вас ждет много сюрпризов. Кроме того, надеемся продолжить работу по поиску новых партнеров и налаживанию межсекторных связей между культурой, властью и бизнесом, государственным и негосударственным секторами, коммерческими и некоммерческими организациями. А все желающие могут присоединиться к проекту уже сейчас. Мы рады и художникам, и организациям, которые готовы предложить свои пространства для творческих экспериментов.

Фото из архива Антона Вальковского

Поделиться в соцсетях