Борис Рубашкин: "Я ждал своего концерта в Волгограде 20 лет…"

Борис Рубашкин: "Я ждал своего концерта в Волгограде 20 лет…"
Автор знаменитого «Казачка» приехал в Волгоград поклониться предкам-казакам и спеть землякам.Борис Рубашкин – это хит «Казачок», который долгое время слыл символом России на Западе. Это эмигрантский «русский шансон», в котором чудится навсегда утраченная, досоветская интонация. И вдруг – тот самый легендарный Рубашкин дает единственный концерт в Волгограде.

Белая папаха и седой чуб

– Не может быть! Рубашкин давно умер! – первая реакция на новость многих, кто помнит это имя.

Но нет, Борис Рубашкин жив, здоров, удивительно энергичен для своих восьмидесяти с гаком. Пожилой господин с благообразной седой шевелюрой и аккуратной бородкой, в элегантном костюме – на сцене чудесно преобразился. Он вышел к публике в белой папахе (теперь это экспонат местного краеведческого музея) и в черной шелковой косоворотке – в память своих предков Чернорубашкиных.

– Корни моего рода в ваших краях. Мой отец – Семен Чернорубашкин, донской казак, уроженец хутора Заполянка ныне Даниловского района Волгоградской области. Сейчас в тех местах только чистое поле да ветер. Но я поклонился этой земле. И с помощью друзей поставил там памятник, – рассказал Борис Рубашкин «Волгоградской правде».

Он говорит, что 20 лет ждал встречи с волгоградскими зрителями, впервые ступив на землю предков еще в начале 90-х. Судьба этого артиста закручена похлеще "Санта-Барбары".

«Мне и присниться не могло, что проживу такую жизнь», – любит повторять почетный гражданин Зальцбурга, сын донского казака. Судьба действительно невероятная. Взять хотя бы то, что начал карьеру певца в тридцать пять лет…

Знал Родину по песням и кино

Русский и цыганский романс, одесские озорные куплеты своим хорошо сохранившимся баритоном он исполнял, аккомпанируя себе на гитаре, под одобрительные аплодисменты. Организовала этот концерт на сцене «Царицынской оперы» Волгоградская областная филармония. Вместе с Рубашкиным выступили наш известный ансамбль «Вишневый сад» и заслуженная артистка России Татьяна Шереметева, ансамбль «Казачья воля».

Создан настоящий прецедент, ведь с конца 80-х певец-эмигрант в России редкий гость. Во время первой перестроечной волны он выезжал в СССР – в страну, которую считает своей Родиной.

– Многое в России я тогда представлял по рассказам отца, по романсам «Однозвучно гремит колокольчик» или «Поля мои, леса мои». Еще мы смотрели фильм «Кубанские казаки», где артисты в красивых свежих костюмах пашут на удивительно чистых тракторах. Хаос настоящей России меня, конечно, смутил. Но зато моя публика принимала на ура!

Рубашкин тогда даже снялся в нескольких фильмах. Были гастрольные планы, но что-то, видно, не устроило маэстро. С тех пор с большими гастролями он к нам не приезжал.

Рубашкин живет в Зальцбурге, в роскошном доме, с русской женой и младшей дочкой (у него трое детей от разных браков), недавно поступившей в университет. Летом отдыхает в своем особняке на морском побережье Италии. Мог ли молодой рабочий из семьи бедных русских эмигрантов предположить, что так сложится его жизнь?

Отец будущей эстрадной звезды бежал от советской власти совсем юношей. Оказался в Турции, потом в Болгарии, где женился на местной девушке Теодоре Лиловой. В 1932 году в семье Семена Чернорубашкина родился сын Борис.

Мальчик с детства увлекался музыкой, танцами, посещал хореографический кружок. У эмигрантов были русский клуб, балалаечный оркестр, драматический театр, русский «Красный Крест».

– Никогда не забывал о своем происхождении. Меня так воспитывали – в любви к Отечеству. Родители всегда говорили со мной на родном языке. Мы пели русские песни. Мальчишкой, учась в эмигрантской школе, я каждое утро начинал в строю по стойке смирно – поднимался российский триколор и звучал гимн старой России.


Черная икра ложками

История его жизни запутана. Солист болгарского танцевального ансамбля. Инкассатор. Студент пражского университета. Мойщик машин. Дважды эмигрант, бежавший в 60-х в Австрию. Рабочий на заводе.

В Вене в свободное время он ходил в кафе поиграть в шахматы. Однажды ему поставили мат. Борис выругался по-болгарски. Оказалось, что партнер тоже болгарин, выгодно женившийся на богатой австрийской даме. Новый знакомец пригласил в шикарный ресторан «Жар-птица» выпить водки. За рюмкой, придя в отличное настроение, Борис стал петь с ресторанным оркестром. Окружающие пришли в восторг и начали хлопать. На шум вышел хозяин ресторана, послушал и… предложил контракт обладателю приятного баритона. На потребу клиентам Рубашкин придумал "Казачок", о чем рассказывал не один раз:

– Это было респектабельное заведение – не то, где пьяные посетители и голые женщины. Ресторан посещали люди богатые – они могли черную икру есть ложками. Но не ели – не умели, потом им становилось плохо. Зато они требовали русские песни – «Калинку», «Сыпь, Семен». Потом вставали и начинали – давай присядки делать. Тогда я подумал о том, что почти каждая нация в мире имеет свой современный танец. Даже финны придумали «летку-енку». А мне стыдно, что у русской нации нет такого танца. Тогда я взял «Катюшу», она была не известна на Западе, сочинил новый текст, сделал композицию второй части. Так родился «Казачок», который зазвучал по миру.

Газеты тогда писали: «Вена подарила нам два модных танца – вальс Штрауса и казачок Рубашкина».

"Жар-птица" удачи


Во время работы в «Жар-птице» у Рубашкина случилось несколько счастливых встреч, сыгравших важную роль в его удачной карьере. Здесь на него обратила внимание дама-профессор из консерватории Мария Бранд, и он стал у нее учиться. Здесь же он встретил человека, предложившего заключить договор на четыре первых диска.

Честолюбивый Рубашкин брал уроки итальянской оперной техники у тенора Марио дель Монако. В 1967 году Рубашкин выиграл конкурс на должность солиста в Зальцбургской опере и закончил выступления в ресторане.

Бориса Чернорубашкина пытались завербовать разные спецслужбы. Но толку для разведки от певца, по его словам, было немного.

С началом сольной карьеры фамилия Чернорубашкин сократилась до Рубашкин – так было выгодней с коммерческой точки зрения, ведь для западного уха его настоящая фамилия слишком сложная.

Именно появившийся в 70-е годы «Казачок» сделал его миллионером. Пластинки с различными вариантами «Казачка» были и «золотыми», и «платиновыми», и, наверное, «бриллиантовыми».

Шедевром Рубашкин считает песню об Отечественной войне «Темная ночь…». Именно ее он исполнял для ветеранов в свой первый приезд в Волгоград. И вместе с ними плакал о себе, о них, о своей трагической и прекрасной Родине.