Один из лучших знатоков старого Царицына, волгоградец Анатолий Рябец, в свои 78 лет полон идей. Анатолий Федорович до сих пор трудится в ЦКБ «Титан», где происходит разработка современных образцов вооружения, а свободное время посвящает своей страсти – коллекционированию. Совсем недавно он за свой счет издал уникальный альбом «Открыточный Царицын», который сразу же стал библиографической редкостью.
Степь да степь кругом
– Как вы думаете, что было изображено на его самой первой видовой открытке, какой царицынский ландшафт? Ни за что не догадаетесь!
Голая полынная степь, юрты, верблюды, суровый киргиз в халате и малахае… Да-да, именно такую «картинку» можно было увидеть в конце XIX века в окрестных степях, ведь через Царицын проходил Киргизский торговый путь, – рассказывает Анатолий Федорович.
– Сюжет этюда был заимствован владельцем книжного магазина и типографии, в которой печатались открытки, царицынским предпринимателем Короваевым у астраханского фотографа Сергеева, к которому он ездил перенимать опыт. Эта экзотика пользовалась успехом у покупателей. Да и вообще в те времена отношение к открыткам было намного уважительнее и почтительнее, чем сегодня. Их берегли, по ним узнавали о российских достопримечательностях. И это был прибыльный бизнес, который в нашем городе на рубеже веков вели 24 конкурента.
Первая царицынская «высотка»
Пожарная каланча (1?я пожарная часть на Скорбященской площади) чудом, в отреставрированном виде, сохранилась до наших дней. Она красуется в перспективе современной улицы Коммунистической, размерами вроде не впечатляет. Но это сейчас, а ведь были времена, когда именно с ее высоты весь город открывался как на ладони.
Если присмотреться, на открытке 1900 года у подножия башни можно разглядеть конные повозки с еле?еле различимыми пожарными бригадами. Известно, что в этом здании была открыта первая публичная библиотека. Наверное, пожарникам нравилось коротать длинные дежурства с интересными книгами.
Берег Волги сквозь лупу
Потом Короваев выпускает панорамы города и Волги. Правый берег Волги облеплен хибарками, лабазами. Если смотреть с лупой, видны две лестницы – спуски к воде, здание Земского собрания, которое только начали возводить в начале XX века.
Однажды коллекция Анатолия Федоровича помогла коммунальщикам, которые в пойме Царицы прокладывали коллектор и уперлись в непонятное сооружение. Оказалось, что ранее там находился железнодорожный мост, бетонное основание которого оказалось засыпанным землей. На него и наткнулись рабочие. По открыткам они поняли, как можно обойти препятствие, и от души благодарили коллекционера.
А какая Волга без рыбы? Снимок «Рыбный транспорт» знающему человеку открывает драматические вехи царицынской истории. Верблюды тянут тяжело груженные рыбные обозы… Вон как их много. Транспорты шли с юга, из Астрахани, с Черного и Светлого Яра, спускались по тогдашнему Кулыгинскому взвозу. В распутицу телеги намертво вязли в грязи, верблюды падали и погибали, бочки с рыбой переворачивались, улов пропадал.
Ужасное состояние наших дорог – печаль не только сегодняшнего дня, 116 лет назад дело обстояло не лучше. Потом «логистику» рыболовецких караванов изменили, перенесли ближе к железной дороге. Думцы города даже стали взимать деньги с рыболовецких возов и за счет этого пополнили казну на 2500 рублей в год.
Загадочный маршрут царицынской конки
В конце XIX века в Царицыне появилась конка. Или, как тогда называли этот вид городского транспорта, – «трамваи-самотаски». Очень любопытны изыскания, которые сделал Анатолий Федорович Рябец, чтобы проследить забытый потомками маршрут царицынской конки.
Опираясь на сообщения газет, старые открытки, он пришел к выводу, что рельсы конки проходили примерно там, где сейчас разъезд на Тулака и недавно построен подземный тоннель. Конки могли быть пассажирскими и грузовыми, соединяя лесопильный завод, склад и самотаску братьев Максимовых с железнодорожной станцией. Лошадки мирно тащили повозку с лесом или вагончик с жителями Ельшанки, работниками Максимовых.
Продолжение следует
«Базарная площадь», «Кирха», «Лунная ночь», «Храм Александра Невского» – каждая из этих открыток помогает узнать что?то новое о жизни царицынцев более чем столетней давности. Сохранился мясной ряд на Центральном рынке, а раньше тут шумела торговая площадь, посредине которой было… маленькое озерцо, куда приходили на водопой коровы.
А в районе «Столичных номеров», на фундаменте которых частично стоит гостиница «Волгоград», зимой заливался каток. Как и сейчас! История повторяется…
Такие царицынские истории и сюжеты можно рассказывать бесконечно.
Поэтому в мае этого года Анатолий Федорович планирует выпуск второй «серии» своего альманаха, посвященного владельцу музыкального магазина и издателю Р. Ф. Гольнику. К этому подстегивает интерес читателей и почитателей истории родного города.