Чей ты, троянский конь?

Книгу «Страницы истории донского казачества (XV-XVIII вв.)» написали профессор, доктор наук Василий Супрун и волгоградский краевед Виктор Гомулов. Авторы, откликнувшись на Год отечественной истории, критикуют «псевдонаучные и откровенно дилетантские издания» о прошлом тихого Дона, опираясь на установленные исторические факты.

Нельзя обманывать читателей, считают они. Особенно часто нелепицы мелькают на интернет-сайтах: на чайную ложку исторический факт, а к нему добавляется бочка сенсационной выдумки. Например, мифы, как казаки Трою брали, или о крещении казаков святыми Кириллом и Мефодием. Никто не спорит, что солунские братья Константин и Мефодий в 860 году приезжали в Хазарию и встречались здесь с местным населением, может, кого и крестили. Правда, в то время о казаках не было слышно, но, попробуй, возрази, еще и обвинят в отсутствии патриотизма...

– Красивых легенд о казачестве сложено немало. Но мы старались строго придерживаться фактов, принятых научным большинством. Не стали трогать довольно сложную фигуру покорителя Сибири Ермака. По одной из популярных версий он родился в станице Качалинской нынешнего Иловлинского района. Но ведь это не доказано, хотя нельзя отрицать, что Ермак Тимофеевич был связан с нашим краем, был атаманом одной из казацких дружин на Волге, защищавших население от крымских татар, – говорит Василий Супрун, – в летописи казачества немало белых пятен. Но есть и множество страниц, вписанных добросовестными и честными историками. На их труды мы опирались.

История без прикрас не менее увлекательна, чем придуманные мифы, в ней немало подлинных находок и блестящих умозаключений. Описанные в книге события и люди неординарны. В ней рассказывается о происхождении донских казаков, о первых шагах православия в донских станицах и городках, об Азовском осадном сидении, бунте Степана Разина, восстании Кондратия Булавина, пугачевщине.

– Из всех донских предводителей самым колоритным считаю Степана Разина, единственного, кто истово боролся против притеснений казачества. Он пошел морем в Персию, по легенде, «за зипунами». Но известно, что он вступил в переговоры с шахом, потому что планировал на берегах Каспия создать свободное казачье поселение подальше от бояр, от царской власти. То была заветная утопическая мечта о свободной стране Беловодье, в поисках которой казаки-землепроходцы освоили Сибирь и дошли аж до Тихого океана, – у Виктора Гомулова свои личные исторические симпатии. – А вот Пугачева недолюбливаю за двурушничество, за то, что двоеженец. Чтобы снискать доверие яицких казаков, он обвенчался с яицкой казачкой Устиньей Кузнецовой. Другую свою супругу самозванец выдавал за жену «покойника друга – убитого Емельки Пугачева».

Книгу можно использовать на школьных факультативах, не зря каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями. В принципе она будет интересна всем, кто не равнодушен к героическим былям о казаках. Выпущена книга ограниченным тиражом на деньги спонсора, так что найти ее можно лишь в библиотеках.