Чем продиктована смена руководителя в одном из самых сложно живущих театров Волгограда?
Председатель областного комитета по культуре Виктор Гепфнер комментирует ситуацию:
– Идут нормальные процессы ротации кадров, которые могут коснуться любого руководителя. Опера в Волгограде на сегодняшний день – застывший монументальный «памятник». Нужно двигаться вперед, развиваться. И решения наши направлены именно на это.
Виктор Гепфнер также напомнил, что в штатном расписании «ЦО» сейчас состоит большое количество артистов, которые к жанру оперы не имеют прямого отношения. Например, театр-студия имени Пономаренко, русский народный коллектив под управлением Владимира Коньшина:
– Владимир Леонович Федерас не останется без работы. Это прекрасный художественный руководитель, который в последнее время очень активно занимался ансамблем имени Пономаренко. Думаю, на этой стезе он продолжит трудиться.
Владимир Федерас, который возглавлял «Царицынскую оперу» более семи лет и немало сделал для ее становления, высказал свою точку зрения на происходящее:
– Стационарный репертуарный театр оперы и балета элитарен, и по определению требует значительных инвестиций. Да, существуют проблемы творческого порядка. Однако краеугольная проблема «Царицынской оперы» в том, что власти не сумели и не захотели понять: высокое искусство требует уникальных усилий. Многие годы чиновники всех рангов спокойно взирают на «графские развалины» нашего театра. Когда я показывал фотографии разрушающегося фасада некоторым влиятельным людям, они приходили в ужас. Как говорится, «за 10 копеек» этот храм не возродить. А сейчас, когда в сфере культуры происходят «реорганизации» и «оптимизации», появилась угроза отката назад, возвращения к антрепризному существованию. Убежден, это шаг к уничтожению в Волгограде театра оперы и балета. В этом мои взгляды принципиально не совпали с позицией областного комитета по культуре.
Разногласия также существовали и внутри творческого коллектива «Царицынской оперы». Часть труппы – несколько солистов – выражали открытое недовольство «застоем»: тем, что на них не ставятся оперы, что отсутствует налаженная система проката спектаклей.
– Доля правды в их претензиях есть, – соглашается Владимир Федерас, – в условиях финансового голода невозможно наладить планомерную систему постановочной деятельности. В своих требованиях к учредителю я этот тезис не раз формулировал. Как можно создать масштабное оперное полотно без денег? Я и так уже пошел по пути подбора. Последние – кстати, успешные – премьеры «Евгений Онегин», «Гений и злодейство» имели поистине «смешные» сметы: 70 тысяч, 150 тысяч рублей. Это привлеченные средства. Тогда мы сделали ставку на перспективную молодежь, которая исполняла заглавные партии. Наших заслуженных солистов трудно обвинять – им действительно необходимо выступать, чтобы сохранять творческую форму. Так и оперный театр не может нормально функционировать без адекватных вложений. Это затратный организм, и не имеет значения, кто им руководит, – Федерас или Иванов.
Кстати, опустевшее кресло директора «Царицынской оперы» предложено одному из лучших оперных голосов Волгограда Николаю Черепанову, заслуженному артисту России и Украины. Тот дал предварительное согласие.
– Этот артист достиг высот в своей профессиональной деятельности. Сейчас он взял тайм-аут на обдумывание нашего предложения. Думаю, хорошая сценическая карьера и связи помогут ему в новом статусе, – говорит Гепфнер. Он подчеркивает, что комитет не снимает с себя ответственности за состояние оперы в Волгограде и открытие нового сезона – правда, с несколько иными, чем раньше, подходами.
– Достигнута предварительная договоренность с художественным руководителем московского театра «Геликон-опера», народным артистом России Дмитрием Бертманом. Хотелось бы начать новый сезон грандиозным оперным проектом, который будет не стыдно показать не только Волгограду, но и Москве.
Администраторы культуры собираются вернуть «Царицынской опере» утраченное внимание широкой публики, сформировать интересную афишу и привлечь зрителей в кассу за билетами. Для начала сделать звонкие, «резонансные» оперные проекты, а какими силами – местными или приглашенными европейскими звездами – не важно.
Оправдает ли себя такая стратегия, особенно если учесть, что «покупка» солистов из других регионов – нагрузка для бюджета? Это не может длиться вечно, делает оговорку Виктор Гепфнер. По его мнению, отсутствие в Волгограде консерватории и хореографического училища неблагоприятно для формирования основных оперных цехов, тогда как оперный театр должен иметь нормальный штат с укомплектованным балетом, хором, оркестром. До сих пор кадровый вопрос решался в основном за счет совместителей и студентов, «а это не удовлетворительный уровень».
«Царицынская опера», как поется в знаменитой арии, пока живет предчувствиями, что день грядущий ей готовит. Сохраняются все основные проблемы учреждения, связанные с недостаточным финансированием. Не этим ли порождены упорные разговоры, что грядет слияние «Царицынской оперы» и муниципального музыкального театра? Однако на днях этот слух официально опровергнут руководством областного комитета по культуре.