На выставке, признаться, интереснее было созерцать самого художника, чем его картины. Никас Сафронов выглядит как Атос и д,Артаньян вместе взятые, но уже с пробивающейся благородной сединой в мушкетерской бородке. Вместо кюлотов и ботфортов – джинсы, а вместо шпаги – дорогой черный смартфон в чехле с портретом Сальвадора Дали.
Многочисленные регалии Никаса можно, перечисляя, длить, как поэму: почему?то запомнила, что он «рыцарь науки и искусства», почетный гражданин России и «самый светский художник». О его репутации как одного из самых известных и продаваемых российских авторов все тоже знают.
Но что стоит за его славой? Сейчас любой волгоградец может попытаться это понять, посетив персональную выставку Никаса Сафронова «Избранное» в музее изобразительных искусств. На днях состоялось ее «закрытое открытие». Вход был только по специальным приглашениям. Каждой пришедшей на выставку даме вручали живую розу. Официанты разносили бокалы с шампанским. Играли виолончель и скрипки. Публика была нарядной и воодушевленной.
На вернисаж прибыл и сам автор. Никас второй раз в Волгограде. И снова он был открыт, разговорчив, охотно фотографировался с гостями. Раздал автографы. Каждый, кто подходил к нему ближе, чем на пять шагов, попадал в поле его харизмы, особенно женщины. Казаки грянули величальную – Никас выпил рюмку водки, поднесенную на шашке. Этот ритуал, говорят, проведен по желанию маэстро. Наконец, разрезана красная ленточка, добрались и до картин.
Около 100 небольших произведений в хороших рамах удивили стилевой разноголосицей. Так кто же вы, Никас Сафронов? Символист или романтик? Модернист или неоклассик? И то и другое?…Немножко кубизма, побольше импрессионизма, а также портреты людей с кошачьими головами, изображения Надежды Бабкиной в эксцентричном костюме и Дмитрия Пескова на абстрактном фоне, Аль Пачино в виде сухого дерева. Был еще корабль с парусами в виде денежных купюр… «Самое экстравагантное явление масскульта» – так, кажется, писали о Никасе?
Многим посетителям очень понравилось его эффектное творчество. Они восхищались и, главное, покупали его альбомы. Некоторые гости пожимали плечами: талантливый китч, не более. Нашлись и те, кто зачем?то вспоминал публикацию 2002 года в газете «Известия» о том, что высокопоставленный чиновник, купивший у помощника Сафронова портрет Путина за две тысячи долларов, обнаружил, что «произведение» выведено на полотно с принтера, а поверху раскрашено красками. Обидно, что такие несвоевременные мысли появились на славном празднике. Возможно, потому что сегодня в России немало искусственно надутых пузырей – и художественных, и политических. Как бы научиться их распознавать?