Для Наташи Ростовой 21-го века

Наташа Ростова, собираясь на свой первый бал, наверное, не волновалась так, как молодые танцоры на паркете всероссийского фестиваля «Бал 21-й век». Он триумфально прошел в Волжском, собрал сотни участников и показал, что даже в эпоху быстро сменяющихся гаджетов есть неумирающие ценности.

Под живую музыку оркестра в фойе ДК «Октябрь» прохаживались молодые люди во фраках и дамы в длинных вечерних платьях. В верхнем фойе воскрешалась атмосфера старинного аристократического салона. Публика вольготно располагалась на креслах и диванах, слушая струнный квартет, и при тусклом свете канделябров наводила лорнеты на музыкантов.
Дамы томно обмахивались веерами. То и дело слышалось: «Браво!», «Это восхитительно, господа!» Так группа молодых актеров Волжского драмтеатра с наслаждением вживалась в роли великосветских аристократов. Показалось, многие были бы не против участия в таком костюмированном действе. Но тут появился служитель с колокольчиком, перезвон которого возвестил о начале мероприятия.
У порталов сцены на экранах пробежали кадры из советского фильма «Война и мир» – эпизоды, когда из карет выходят гости в пышных туалетах, в огромном зале звучат первые такты полонеза, кавалеры приглашают дам…
Оказалось, сегодня, в эпоху электронных забав, такое возможно – лишь с маленькими поправками на современность. Вновь и вновь нас возвращали в минувшие столетия, чтобы снова и снова напомнить – настоящий бал жив, пока современники танцуют вальс, джайв, румбу.

…Барабанная дробь. По подиуму маршируют барабанщик и глашатай. Они читают указ Петра Первого от 25 ноября 1718 года о балах-ассамблеях. Некоторые его моменты вызвали в зале дружный смех. Указ наставлял: «Вступив в ярко освещенный зал, духом не падай, телом не дубей. Напротив, округлив руки и не мешкая, в кипение гостевое со рвением включайся». Государь повелел своим подданным на балах быть «обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных». Последним дозволялось умеренной косметикой «образ свой обольстительно украсить».
Ну и главное, на балах-ассамблеях требовалось «танцевать немерено, музыкантам играть старательно, мужскому полу приглашать дам усердно с почтением».
На сцене между тем пары выстраивались в стройные линии полонеза, кружились в вальсе. Звучали строки Пушкина. Эстафету балов 18-20-го веков благополучно передали молодому «Балу 21-й век», который проводится на волгоградской земле 11 лет, каждый раз собирая десятки лучших «бальников» России. Впервые бал состоялся в 1990 году по инициативе талантливого хореографа, художественного руководителя ансамбля «Варенька» Евы Ромасовой. С тех пор этот праздник молодости и грации проводится раз в два года и пользуется большой популярностью.

Уже выросли те, кто начинал выступать на балу в младших группах. Теперь это мастера – лидеры бального танца, выступающие на всероссийских и международных площадках. Два фестивальных дня были наполнены роскошными ритмами латино, элегантной классической хореографией. Самым младшим участникам фестиваля – 9 лет, самым старшим – 30.
Героями его стали ансамбли «Диалог» (Чувашия), «Грация» (Краснодарский край), «Созвездие» (Кемеровская область), «Пируэт» (Кемеровская область), «Элегия» (Омская область), «Шарм» (Ярославская область), «Константа» (Ярославская область), «Силуэт» (Нижегородская область), «Лидер» (г. Астрахань), «Спектр-70» (г. Кострома), «Спектр» (г. Волгоград), «Мечта» (г. Суровикино, Волгоградская область), «Импульс» (г. Суровикино, Волгоградская область), «Аэлита» (г. Фролово, Волгоградская область).
Жюри возглавил лауреат международных конкурсов, художественный руководитель театра танца «Звездный экспресс» (г. Москва), продюсер, один из судей телешоу «Танцы со звездами» Владимир Андрюкин. Именно он оглашал окончательный вердикт. В этом сезоне бал проходил под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи-2014». И его победители имеют реальный шанс через два года украсить олимпийские торжества. Это ансамбль бального танца «Спектр-70» из Костромы (руководитель Марина Коваленко) и танцевально-спортивный клуб «Лидер» из Астрахани (руководитель Елена Спирина).

Пластичные молодые танцоры показывают высокий класс хореографии: томное танго, романтичный венский вальс, зажигательный джайв. И убеждают, что сейчас элитарное искусство танца доступно и профессионалам, и любителям. А значит, сегодня вполне возможны – а в местных дворцах столичных городов уже проходят – не только балы-фестивали, но и светские балы, балы благотворительные, молодежные, корпоративные.
Конечно, для участия в них необходимо взять уроки бальных танцев, разучить основные па. А главное – «внедрять» современную бальную традицию в волгоградскую культурную среду. Дело – за инициативой.