Их у нее больше тысячи, самая «пожилая» игрушка относится к 1912 году, самая «молодая» к 70?м годам прошлого века.
Борода из ваты
– Десять лет назад во время переезда на новую квартиру разбилась шамаханская царица, любимая елочная игрушка моей дочери. Мне очень захотелось, чтобы на Новый год у нее была такая же. А где искать в Волгограде? Пошли на Ардатовский птичий рынок – и вдруг увидели там старую стеклянную игрушечку – старик с неводом. Я прямо ахнула! Теперь это украшение моей коллекции. Стала специально ходить на развалы, изредка там действительно попадаются шедевры, например, моя гордость – фигурка Чиполлоне.
Приходилось наблюдать, как старые новогодние вещицы люди просто выкидывали, не понимая их семейной, эмоциональной, исторической ценности.
– Однажды пожилая женщина подарила мне ватного Деда Мороза – не хотела, чтобы сын отнес его на свалку.
Елена Ивановна даже не сразу поняла, что стала серьезным коллекционером. Говорит, это по-прежнему увлечение для души, но теперь она хорошо ориентируется в мире антикварной елочной игрушки – знает своих коллег из других городов, обменивается с ними, изучает каталоги и сайты аукционов в Интернете.
В ее квартире кладовка до потолка занята коробками с игрушками.
– В них не только память родовая, но и вся история нашей страны, – об этом Елена Ивановна может рассказывать бесконечно.
Невзрачные на вид потертые мишки, поварята, балерины из ткани, клееной ваты и папье-маше, оказывается, самые ценные.
– Вы вглядитесь, ведь это ручная работа, на них печать времени. У каждой игрушки был автор, иногда крупный художник. Что касается стеклянных игрушек, то сейчас тоже таких нет, хотя бы потому, что они изнутри серебрились. Именно поэтому они так волшебно светятся!
Большая разница
Елена Ивановна рассказывает, что любит с внучкой рассматривать и обсуждать серии советских игрушек, сделанных по мотивам известных русских народных сказок, Пушкина, Джанни Родари. С такой воспитывающей ролью не справится грубоватый китайский ширпотреб.
– К сожалению, с середины 60?х производство елочных игрушек окончательно поставили на поток, исключили технологии, которые требовали больше ручного труда. Исчезла скульптурность фигурок, филигранность росписи. Разница между игрушкой начала и конца XX века видна невооруженным глазом. В 1970?е дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений штамповали похожие друг на друга серии шариков, шишек, пирамидок, сосулек и колокольчиков, – Елена Ивановна старается объяснить смысл своего пристрастия к дедовским елочным аксессуарам.
Правда, она не откажется от современной елочной игрушки, если увидит в ней индивидуальность, эстетику. Так, будучи в Петербурге в Мариинском театре купила Щелкунчика, вот он на снимке.
Эта коллекция имеет и вполне осязаемую рыночную ценность, но продавать своих «лялечек», как она их называет, владелица не собирается: «Какой смысл тогда собирать? Пусть достанется моим детям и внукам!»
Свою богатую коллекцию она не побоялась предоставить на выставку в областную детскую художественную галерею. Уникальная экспозиция «Елки нашего детства» уже открыта и продлится месяц. И, наверное, будет интересна даже не детям, а взрослым.
Фото Кирилл Брага