Фавориты «Кинотавра» знакомы волгоградцам не понаслышке

Фавориты «Кинотавра» знакомы волгоградцам не понаслышке
.Завершен 24-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Что в его программе было самым интересным, какие фильмы стоит посмотреть? – разбираемся вместе с известным искусствоведом Галиной Жданкиной.

– У меня не вызывают сомнений победители, – говорит Галина Жданкина. – В жюри вошли уважаемые мною кинематографисты: председатель Александр Митта; Любовь Аркус, чей фильм "Антон тут рядом" недавно украшал наш арт-хаус-фестиваль в Волгограде; кинокритик Антон Долин. Конкурс "Кинотавр. Короткий метр" возглавлял один из любимых моих режиссеров Борис Хлебников.

Тенденция мирового кинематографа, которая ярко проявилась и на "Кинотавре", – возросшая популярность короткометражного кино и, в частности, "короткометражного мышления" режиссеров и зрителей. Во многих фильмах основного конкурса герой "дробится", сюжет состоит из новелл.

Я пересмотрела практически все ролики. Почти все картины мне хотелось бы посмотреть. Я подозревала об успехе Александра Велединского, его фильмы "Русское" и "Живой" в свое время были у нас в фестивальных программах. Рада его возвращению к зрителю с новым "старым" героем, хорошо нам знакомым по лучшим советским фильмам про "лишних людей". По-моему, Константин Хабенский находится сейчас в своей лучшей актерской форме. Недавно в Волгограде я посмотрела гастрольный спектакль МХАТа "Трехгрошовая опера" режиссера Кирилла Серебренникова и была очень довольна игрой именно Хабенского. В фильме "Географ глобус пропил" он великолепно играет пьющего интеллигента, продолжая прерванную традицию в нашем отечественном кинематографе (герои Олега Даля, Олега Янковского). Фильм заслуженно награжден Гран-при и Призом за лучшую мужскую роль.

Очень хочу посмотреть документальную картину Виталия Манского "Труба". Это наш давний автор. Его фильмы "Девственность" и "Родина или смерть" пользовались несомненным успехом на наших фестивалях, вызывали широкий общественный резонанс. Кинокритики называют фильм "Труба" самым полноценным в художественном и социальном плане авторским высказыванием. Он рассказывает о жизни людей вдоль газопровода в пяти странах. Виталий Манский предпринимает в своем фильме некое экзистенциальное путешествие, антропологическое исследование.

Порадовалась успеху актрисы Юлии Ауг, которая в прошлом году была у нас на фестивале "Сталкер", представляя фильм Алексея Федорченко "Овсянки". Она показалась всем не только удивительно красивой, женственной, но и умной, интеллигентной. Юлия получила приз за лучшую женскую роль в самом радикальном и вместе с тем, как отмечают все, целомудренном фильме "Интимные места" дебютантов Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.

Должна подчеркнуть, что программа была довольно-таки сильная. "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко по сценарию Дениса Осокина, одного из самых оригинальных и самобытных на сегодня российских писателей. Призы за лучший сценарий и лучшую операторскую работу.

Хотела бы увидеть, например, новый фильм Бахтияра Худойназарова "В ожидании моря". Или же "Роман с кокаином" недавно ушедшего из жизни Геннадия Сидорова (у него был замечательный фильм "Старухи", который побил у нас на фестивале все зрительские рейтинги в начале 2000-х). "Отдать концы" Таисии Игуменцевой (это работа компании "Рок", которую у нас на 10-м арт-хаус-фестивале представляла замечательная девушка, продюсер Анастасия Алексеева).

На фестивале было много нововведений. Например, жюри кинопрокатчиков, куда вошел директор компании "Кино без границ", киновед Сэм Клебанов, эстетическому вкусу которого я доверяю.

Приятно, что "Легенда № 17" режиссера Николая Лебедева, который стал настоящим украшением недавнего кинофорума "Сталинградская сирень", получила приз зрительских симпатий в конкурсе "Кино на площади".

Призы кинофестиваля "Кинотавр"

Гран-при, приз жюри кинопрокатчиков – "Географ глобус пропил", реж. Александр Велединский.

Лучшая режиссура – "Труба", реж. Виталий Манский.

Лучший сценарий, приз им. Г. Горина – "Небесные жены луговых мари", сценарист Денис Осокин.

Лучшая мужская роль – Константин Хабенский ("Географ глобус пропил").

Лучшая женская роль – Юлия Ауг ("Интимные места").

Лучший дебют – "Интимные места", режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов.

Приз зрительских симпатий победителю программы "Кино на площади" – "Легенда № 17".