Фотограф Российской империи

  • Фотограф Российской империи
  • Фотограф Российской империи
  • Фотограф Российской империи
  • Фотограф Российской империи
Волжанам показали уникальные работы Сергея Прокудина-Горского, которого считают пионером цветной фотографии

Фотовыставку и рассказ о родоначальнике мировой цветной фотографии в России организовал житель Волжского Игорь Будков, экономист по образованию, фотолюбитель. И хотя экспозиция уникальных фото в одном из храмов города-спутника продлилась всего лишь несколько дней, а до Царицына Прокудин-Горский во время своего фотопутешествия по дореволюционной России так и не доехал. Зато жители города на Волге могут сегодня видеть его удивительные снимки.

Фотопутешествие

Сергей Прокудин-Горский – не просто один из родоначальников мировой цветной фотографии, автор первых в Российской империи цветных открыток и издатель журнала «Фотограф-любитель».

Профессор поставил перед собой фантастическую цель: объездить и запечатлеть на фотокамеру всю Российскую империю, чтобы оставить потомкам полную «коллекцию достопримечательностей». Результаты первых экспедиций – проекции цветных стеклянных пластин с изображениями дальних уголков империи – были показаны царю 3 мая 1909 года в Александровском дворце Царского села.

Пораженный увиденным, Николай II поручил поддержку проекта Прокудина-Горского министру путей сообщения. Профессору предоставили служебный транспорт. Заручившись помощью царя, Прокудин-Горский запечатлел тысячи объектов на территории всей Российской империи.

Сегодня из его великого фотопутешествия по огромной стране уцелело всего около двух тысяч ярких цветных снимков. Но качество их таково, что любой престижный и популярный глянцевый журнал был бы горд поместить такие четкие и красочные снимки на обложку. Удивительно, но это не раскрашенные кадры, а самая настоящая цветная фотография.

Сквозь радугу

– Часть подобранных мной фотографий – это фото православных храмов и святынь дореволюционной России, многие из которых не сохранились до нашего времени, – говорит организатор выставки Игорь Будков. – Это Россия, которую мы потеряли. Другие фото – бытовые сцены и люди Российской империи: от Санкт-Петербурга до Бухары и Самарканда, от Абхазии до Урала.

Прокудин-Горский снимал все, что было ему интересно: колоритного толстого эмира Бухары Алим-хана и закованных в кандалы каторжников в Самарканде, горца в Дагестане и Ботанический сад в Сухуми, крестьянских жен и ребятишек. Судя по фото, это был не только гениальный химик и изобретатель, но и прирожденный художник.

В свое время Сергей Прокудин-Горский изучал живопись в Императорской академии художеств. А сделанные им позже цветные фото ваз и интерьеров Эрмитажа помогли отреставрировать уникальные предметы уже в наше время. Прокудин-Горский читал доклады «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)». И его собственная жизнь была яркой и короткой, как полет метеора.

Придворный талант

А еще его называли «фотограф царя». Почти все ныне известные фото Николая II и семьи Романовых сделаны

Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Заинтересовавшийся изобретением русского химика, ученика Менделеева и немецкого фотографа Адольфа Мите, император Николай II поручил Прокудину-Горскому заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Для этого, как уже говорилось, фотографу был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой для проявления снимков. Для работы на водных путях правительство выделило фотографу-изобретателю небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой – моторную лодку.

Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург для Сергея Михайловича был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано всячески помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Это был необычайно смелый и масштабный для того времени проект…

Бежал к Люмьерам

Он уехал из России после того, как высочайший покровитель фотографа Николай II был расстрелян вместе со своей семьей. Прокудину-Горскому помог Луначарский. Нельзя было ему с такой биографией и дворянской родословной задерживаться в стране, которая осталась только на осколках его разбитых стеклянных фотопластин.

И он поехал работать кинооператором во Францию, к братьям Люмьер. Но умудрился вывезти часть негативов. Однако большинство отсырели и пришли в негодность из?за хранения в подвалах уже в период Второй мировой.

P. S. Цветные снимки Прокудина-Горского можно посмотреть на сайте vpravda.ru

Секрет мастера

В начале XX века еще не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции.

Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три черно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трех изображений (красного, зеленого и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Продали библиотеке Конгресса США

Как это было и с русскими изобретателями радио и телевидения, гениальное открытие русского химика и фотографа Сергея Прокудина-Горского (технология долговечных цветных фото) была на долгие годы утрачена.

Первая мировая, революция, Гражданская война, эмиграция – все это похоронило великое изобретение на долгие годы. И лишь сейчас современные компьютерные технологии позволили восстановить и отпечатать цветные фото со стеклянных пластин Прокудина-Горского. Прокудин-Горский уехал из России в 1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени империя, которую Прокудин-Горский запечатлел на своих снимках, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году за три с половиной тысячи долларов…