Священная Римская империя к тому времени, хоть и разделилась уже на две большие части – Западную и Восточную, оставалась могущественной державой. В начале четвертого века правил обеими ими император Константин Великий – первый римский император, принявший христианскую веру. Он перенес столицу из старого, ветхого Рима в «новый Рим» – в небольшой сравнительно на тот момент, но бурно развивающийся город под названием Византий, поздней в честь Константина получивший наименование Константинополь,
Мать Константина, Святая Елена, уже стала христианкой к тому времени, тогда как сын ее лишь выражал сочувствие последователям Христа. Константин направил ее в Иерусалим вместе с патриархом Константинопольским Макарием, чтобы они установили на Голгофе храм в честь Воскресения Христова. Это тогда уже вошло в традицию – ставить храмы на всех памятных, связанных с сакральными событиями христианской истории местах. А более сакрального места, чем Голгофа, для христианского мира не существовало.
В то же время Константин надеялся, что его матери и патриарху удастся отыскать на месте гибели и воскрешения Христа какие-либо вещи, предметы, подтверждающие его казнь на кресте. В то время, по прошествии трехсот лет, еще вполне можно было найти материальные свидетельства тех роковых событий.
Сам император Константин благоговейным образом относился к изображению креста, и объяснялось это так. Когда, во время его молодости, была некая крупная битва войск, возглавляемых Константином, с его недругами, накануне, во сне ему было явлено видение креста на небе с надписью: «Сим победишь!». Проснувшись, Константин, находясь под сильным впечатлением от сновидения, наложил изображения креста на щит каждого из своих воинов. Вскоре после этого он, неожиданно для очень многих, одержал сокрушительную победу над своим противником и, таким образом, стал императором.
Поэтому, зная, о силе креста, Константин вознамерился найти Голгофу и попытаться найти материальные подтверждения казни Христа.
Когда Святая Елена и патриарх Макарий прибыли в Иерусалим, стали расспрашивать – кто мог бы посодействовать им в поиске святыни. Помочь им вызвался проживавший там старый еврей. Указав на предполагаемое место казни, он сказал Святой Елене: «Если что и найдется, то здесь!»
Среди римлян тогда существовал обычай: кресты, на которых казнили преступников, повторно не использовались и оставлялись обычно на том же месте, где совершилась казнь.
Елена и Макарий стали копать в указанном месте. По прошествии некоторого времени ими были найдены три больших деревянных креста и табличка, на которой было написано: «Иисус Назаретянин, царь иудейский» – судя по всему, та самая табличка, которая, по повелению Понтия Пилата, была прибита к кресту, на котором был казнен Христос. Но она почему-то лежала отдельно, поэтому определить, на именно каком из трех крестов был казнен Христос, казалось невозможным.
Тогда Святая Елена с Макарием решили провести эксперимент. Стали прикладывать поочередно три креста к телу больной женщины. Первый крест не повлиял на нее никоим образом. Второй – также.
Когда же приложили третий крест – больная исцелилась.
Затем тот же крест был возложен на тело умершего, и тот воскрес, как бы проснувшись...
Елена и Макарий поняли: это – тот самый крест, на котором около трех веков назад был распят Христос.
Когда же, согласно распоряжению Константина Великого, в Иерусалиме был возведен храм Воскресения Христова, на празднике в честь освящения этого храма Елена и Макарий подняли этот крест, чтоб показать его народу.
Так и произошло Всемирное Воздвижение Креста Господня...
В дальнейшем, в седьмом веке, в 614 году от рождения Христова, войска персидского шаха Хозроя, во время войны его с императором Фокой, захватили Иерусалим и овладели заветным крестом. На протяжении четырнадцати лет, с 614 по 628 годы, христианская святыня находилась в Персии. А в 628 году, по заключении мира, крест был возвращен преемнику Фоки, императору Ираклию, преемником Хозроя шахом Сироесом. Причем, возвращение креста Господня было приурочено, согласно договору между ними, к той же самой дате, в день, в который он был в свое время обретен – 27 сентября, по современному календарю.
Сам император Ираклий встречал этот крест, будучи облаченным в царскую порфиру. Однако когда он нес крест, у ворот храма Воскресения Христова невидимая сила остановила его. Патриарх пояснил императору: «Царское великолепие несообразно уничижению, с которым шел по крестному пути Христос». Ираклий снял с себя тогда все знаки царского величия, надел простонародную одежду. И только после этого он смог внести крест в храм...
– Совпадение по времени двух этих важных событий – воздвижения креста Святой Еленой и патриархом Макарием, а также возвращения его в храм Воскресения Христова, – рассказывает нам протоиерей волгоградского храма Иоанна Предетчи Олег Кириченко, – способствовало повсеместному распространению праздника Воздвижения Креста Господня. Ныне он празднуется во всех поместных православных церквях мира.
Со временем от креста был отпилена сравнительно небольшая его часть и перевезена в Константинополь, тогда как основное его древо осталось в Иерусалиме.
Христианство к тому времени бурно набирало силу, становилось мировой религией. Многие храмы мира стремились обзавестись собственной частицей Креста Господня. Процесс деления его продолжился. И за прошедшие с тех пор чуть ли не полтора тысячелетия он был расщеплен на множество обрезков, вплоть до малых щепочек, хранящихся теперь в очень большом количестве церквей планеты.
Тогда как сам Господен крест давно уж перестал существовать...