Графика Тамары Шипициной необычно и ярко рассказывает о Волгограде

Быть патриотом своего родного города можно по-разному. Для молодого дизайнера, художника, иллюстратора, архитектора Тамары ШИПИЦИНОЙ родной Волгоград стал одной из самых значимых тем в творчестве. Пока региональное сообщество ведет нескончаемые споры о символах территории, Тамара уже придумала свой мир оригинальных художественных образов, в которых присутствует дух места. Пойманный в звездную сеть планетарий, каланча в необычном графическом орнаменте и даже принты наших местных степных трав – все это мастер создает своими руками. Откуда черпает вдохновение талантливая волгоградка – об этом ее спросила наш обозреватель Юлия ГРЕЧУХИНА.

Вдруг откуда-то летит маленький комарик

– Тамара, я запомнила вас еще по проекту «Простые вещи» в декаде паблик-арта 2015 года. Тогда вы дарили горожанам футболки с символами Волгограда. Даже наших «знаменитых» комаров не забыли, приукрасив их сердечками…

– Да, дело было прямо во дворе жилого дома, и я очень опасалась, что  жильцам не понравится наше присутствие, но все оказалось совсем наоборот. Люди с удовольствием рассказывали свои городские истории, благодарили за то, что проект наполнен любовью к Волгограду. Свой город можно описать через самые простые и обыденные вещи – троллейбус, бочка с квасом,  горячее южное солнце, не только всем известные достопримечательности. Это наше родное. Тема меня особенно волнует на волне отъезда знакомых и друзей из Волгограда, которые не нашли веских причин тут оставаться.

– Какие еще простые вещи для вас символизируют Волгоград?

– Многое здесь для меня дорого. В других регионах мне не хватает нашего сухого степного воздуха, ведь климат накладывает сильный отпечаток на восприятие среды. Как человек с архитектурным образованием, я не могу не выделить архитектуру сталинской эпохи – она стала визитной карточкой Волгограда наряду со всемирно известной скульптурой «Родина-мать зовет!». В нашей стране не найти другого города, где постройки периода 1940-50-х годов занимали бы столь почетное главенствующее место и к тому же имели ансамблевый характер.

Лицо лопуха

– В серию, посвященную Волгограду, вы включили стильные изображения железнодорожного вокзала, планетария, каланчи. Это ж готовые сувениры, о которых так много говорят! Есть интерес со стороны бизнеса или Агентства развития туризма?

– Нет, пока ничего такого нет.

– Жаль... Наверное, просто не знают об этих чудесных вещах. А что это за травки-муравки в ваших работах?

– Использование местной флоры в работах превратилось в мою небольшую манию. Как только начинается весна, меня не оторвать от сбора трав. Иногда гигантские листья лопуха стоят по несколько дней на балконе, пока появится возможность попасть в мастерскую и сделать с них отпечаток. Все растения - наши, местные. Их можно найти в любом дворе, на пустыре или обочине.

– Очень красивы все эти линии стеблей и прожилок. Природа, конечно, художница, но вы ей здорово помогли.

– Мне очень нравятся степные травы. Идея делать с них отпечатки – это что-то вроде попытки «остановить мгновение». Сначала я просто собирала гербарии, но в сухих растениях мало жизни, а с появлением мастерской дело пошло намного интереснее. Делать отпечатки растений, безусловно, стали до меня, но я много экспериментировала и выработала некоторые свои приемы.

– А мастерская – это вы в единственном лице или у вас уже есть целая команда?

– Непосредственно печатной графикой я занимаюсь одна, но очень часто мне нужна помощь. Важно услышать чье-то мнение, а порой и просто доброе слово. На помощь всегда приходит мой муж, семья и друзья.

Станок от дедушки

– Откуда в мастерской такое оригинальное оборудование?

– У меня есть необычный самодельный офортный станок, который стал сердцем мастерской. Такие раньше выпускал подольский завод, а теперь их можно заказать только в Италии или у умельцев в Санкт-Петербурге. Найти старый станок не удалось, а новый стоит примерно как хороший автомобиль. Так родилась идея сделать своими силами. А помогли мне самые близкие люди – мои бабушка и дедушка. У дедушки за плечами большой опыт создания различного рода оборудования для обработки дерева и металла, с помощью которого он сделал много всего, в том числе и дубовую лестницу в доме. Бабушка же всячески поддерживает и вдохновляет меня. Все остальное – вполне традиционно для мастерской печатной графики.

 Но все же есть особенности?

–  Да, например, краски основных цветов использую типографские, но в палитру не входит белый, поэтому белила и охру ищу у американцев и французов. Значимым инструментом являются штихели для линолеума. Бумагу достаю на складе большими листами.

– Что самое трудное в вашей работе?

–  Самое сложное для человека, который хочет работать с техниками печатной графики, – это поиск оборудования. Печатать можно и ложкой в домашних условиях, но полностью можно раскрыться только при наличии большого офортного станка.

– Расскажите про первый тираж открыток UrbanSketchersVolgograd. По-моему, замечательный проект, учитывая, что такого у нас очень и очень мало.

– Это неординарное движение, которое в нашем городе начал урбанист Дмитрий Бойко. UrbanSketchers (USk) (в переводе с английского «urban» – городской, урбанистический и «sketch» – зарисовка, эскиз, набросок. – Прим. ред.) – сообщество художников-профессионалов и любителей, которые делают зарисовки с натуры в городах, поселках и селах, где живут или путешествуют. Я с удовольствием стала участником этого сообщества. Мы открыты для всех, кто хочет присоединиться, у нас есть группа в социальной сети, где любой желающий может поделиться своими скетчами. Открытки печатались в рамках участия фестиваля «Вы не видели Лосева?». Прекрасный волгоградский художник с трагической судьбой Виктор Лосев был настоящим урбанскетчером! Мы решили пройтись по местам, где он рисовал, и тоже сделать наброски. Открытки печатали небольшим тиражом, и их очень быстро раскупили во время фестиваля.

– Появились завязки с коллекционерами-филокартистами?

– Мне приятнее просто дарить свои работы. Некоторые мои друзья благодаря этому стали коллекционерами. Недавно я отправила партию оттисков в Польшу на большую выставку Printcard, посвященную открыткам.

– Что отличает хорошего художника, работающего в печатной графике? Ваши кумиры?

– Мне кажется, хороший художник – это тот, кто серьезно относится к своему делу и всей душой любит искусство. Я большой фанат своего учителя Стаса Азарова, а также замечательных волгоградских графиков Нинель Дмитриевны Пироговой и Петра Федоровича Гречкина, многие их работы хранятся в Волгоградском музее ИЗО имени Машкова. А вообще-то, несмотря на то что печатная графика – очень древняя техника, ее особый язык до конца не раскрыт.

– Что вас вдохновляет? Книги, животные, незнакомые места?

– Прогулки с собакой, особенно на дальние расстояния. Мой пес искренне радуется всему, что встречает на своем пути, и всегда открыт новому, этому он учит и меня. Во время прогулок я могу расслабиться, никуда не спешить и просто изучать то место, где живу, предаваться мечтам и воспоминаниям...