…И кое-что о свободе неандертальцев

  • …И кое-что о свободе неандертальцев
  • …И кое-что о свободе неандертальцев
С 19 по 28 августа волгоградцев ждет II декада паблик-арта «(Из)Обретая публичное»

Сыграть ноктюрн на флейтах водосточных труб – это про них. Художники, акционисты, кураторы готовят временные художественные объекты, инсталляции, перформансы. Некоторые детали проекта его автор, искусствовед Антон ВАЛЬКОВСКИЙ раскрыл обозревателю «ВП» Юлии ГРЕЧУХИНОЙ.

И новички, и звезды

– Кто ваши авторы?

– Прежде всего, это молодые и начинающие таланты. У нас, скорее, образовательный проект для тех, кто хочет пробовать себя на поле актуального искусства. Мы учим их всем этапам управления собственным проектом: от формулирования идеи до итоговой финансовой отчетности.

– Встречи с участниками прошлого года запланированы?

– Да. И я очень рад, что к нам опять присоединились урбанисты и архитекторы – Дмитрий Бойко, Валерия Патуева, Андрей Захаров, Тамара Шипицына. Удалось уговорить участвовать в декаде Анну Хоружую – молодого врача-нев­ролога, которая создаст сайнс-арт работу.

– А звезды будут?

– Да, специально для декады новую работу создал уроженец Волгограда Владимир Потапов, номинант крупнейших российских премий в области современного искусства. Думаю, выступая вместе с такими состоявшимися авторами, молодые найдут для себя ролевые модели, поверят, что действительно могут чего-то добиться не только на локальной арт-сцене. А еще будет встреча со Стасом Азаровым и Алексеем Шиловым – известными волгоградскими художниками, и с Людмилой Сотниковой, покоряющей европейскую художественную сцену.

Открытия с высоты

– Очень интригуют площадки, где развернутся события: маршрутка, 25-й этаж высотного здания, палеостоянка на Сухой Мечетке, планетарий…

– Мы используем их для создания критического высказывания, которое в этих пространствах обретает полную силу. Например, в планетарии контекстом для размышлений станет мозаика Сталина из полудрагоценных уральских камней, раскрытая в 1997 году после многих лет забвения. Владимир Потапов в работе «Капитель», выполненной на поверхности плексигласа, размышляет о роли технологий забвения в истории нашего города, когда изображения и имя Сталина были полностью вычищены из городской среды.

– А что будет в высотке?

– 25-й этаж станет поводом поговорить о монументальной архитектуре 1970-х. Группа исследователей представит уникальный найденный архив – проект 1979 года застройки Второй продольной магистрали. Собственно, ее мы с вами и увидим из окна и оценим план 1979 года критически. А инсталляция и видео­инсталляция заставят задуматься, чем вызвана ностальгия по советской утопии.

Об искусстве в гараже

– Вы не боитесь таких серьезнейших тем?

– Скажем, проект в Сухой Мечетке – он не зрительский. Это микроинтервенция Дмитрия Давлечина в сообщество гаражного кооператива № 17, захватившего территорию архео­логического памятника. И здесь Дмитрий пытается не только привлечь внимание к уничтожению стоянки – чтобы добраться хотя бы до памятного знака, нужно обходить гаражи около 40 минут, а вывести на гораздо более глубинные социальные темы ироничным пикетом «За освобождение от неандертальцев».

Увидеть себя со стороны

– Вас не спрашивают, для кого вы все это делаете и кому все это надо?

– Знакомо. Мол, народ хочет только пейзажей Шишкина и марин Айвазовского. Мы прислушались к этой критике, вышли на улицы и спросили у людей – какое искусство они хотят видеть? По их ответам участники проекта в торговом центре создадут произведения. На вернисаж пригласим тех, кого опрашивали, и узнаем, понравилось ли им искусство, созданное по их заказу.

– Что может получить город в результате декады паблик-арта?

– Мы прекрасно понимаем, что жители, в большинстве своем, еще не готовы к подобным проектам. Они не всегда осознают, что современное искусство говорит о них самих и может отвечать на актуальные вопросы. Посетители и участники наших проектов, скорее, смогут узнать что?то новое о городе, в котором живут, посмотреть на себя со стороны.

Что такое паблик-арт?

Public art – это искусство в городской среде: на улицах, площадях, в транспорте, библиотеках, университетах и аэропортах, «художественный захват» города в расчете на так называемого неподготовленного зрителя с целью раскрыть потенциал городского пространства.

Поделиться в соцсетях