Идеальный советский город

  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
  • Идеальный советский город
Таким был Волгоград в мае-июне 1967 года на снимках шведского фотографа Георга Одднера

В 1967 году фотограф из Швеции Георг Одднер провел три месяца в СССР, снимая для журнала Vi («Мы») страну, которой предстояло осенью отметить 50?летие Октябрьской революции. Во время поездки будущий классик шведского фотоискусства случайно завернул в Волгоград.

И сделал массу снимков, благодаря которым мы можем представить, как выглядел наш город более чем полвека назад в период примерно с мая по июнь.

Георг Мирский Одднер – человек богатой творческой судьбы, классик шведской фотографии. Начинал музыкантом, играл джаз и, по свидетельству искусствоведов, стал создателем неповторимого визуального стиля, основу которого составляет синкопированный джазовый ритм.

Русский по матери (Елена Карабанова вместе с будущим его отцом эмигрировала в Швецию из Архангельска, как написали бы биографы, «в конце революции»), Одднер не впервые посещал страну победившего социализма. В 1955 году фотограф побывал в СССР с группой туристов по заданию женского еженедельного журнала Veckojournalen.

Часть фото из этой поездки Мирский Одднер привез в 2007 году на выставку, которая побывала в Москве и Минске. Собственно говоря, благодаря этим фото он и стал известен российской публике. А вот коллекция работ, сделанных в ходе поездки в 1967 году, тихо хранилась в одном из музеев города Мальме, куда была передана после смерти автора.

«Россия по?прежнему является страной, полной тайн, и стоит одной ногой в прошлом, а другой в будущем. А между ними – странный вакуум», – писал Одднер. Заполнить этот вакуум на свой лад и попытался шведский фотограф, за что ему огромное спасибо.

Итак, Волгоград в мае 1967 года. Виден транспарант, посвященный 9 Мая. Но сколько он мог провисеть после праздника, одному богу известно. Лента в орнаменте, судя по всему, «георгиевская». На снимках Одднера – много трамваев. Это легендарное трамвайное кольцо у мельницы Гергардта. В современной терминологии – транспортно-пересадочный узел. До Великой Отечественной таким было кольцо у Центрального рынка. В 60?е годы в Волгограде эксплуатировались одни из самых надежных и вместительных отечественных трамваев – МТВ-82. А вот и еще одна временная примета налицо. Паводок на Волге ниже Волжской ГЭС, построенной в 1961 году, в полноводные годы заканчивается в мае-июне. На фото разлив еще заметен. Подготовка плавсредств в полном разгаре. Женские монументы у него, как живые. А живые женщины – монументальны.

Бытописатель моды и гламура, он не мог равнодушно пройти мимо головных уборов из газет, столь обычных для советских людей. Но для шведа, видимо, экзотика

Редкий ракурс на одном из вполне рядовых фото. На заднем плане – овраг Долгий, ныне засыпанный, вошедший в историю через карты, донесения, воспоминания о боях в Сталинграде. Строящиеся здания над оврагом – сложносочиненный комплекс строений, известный в частности тем, что в нем располагался бывший ДК им. Ленина

Досье «ВП»

Георг Одднер (Georg Mirskij Oddner) родился в Стокгольме 17 октября 1923 года. Свою трудовую деятельность начал как трубач в секстете Путти Викмана. В 27 лет он забросил джаз и отправился в США, где работал ассистентом фешн-фотографа Ричарда Аведона в Нью-Йорке. Вернувшись в Швецию в 1952 году, осел в Мальме, занявшись в основном репортажной и фэшн-фотографией. Вскоре заработал репутацию и стал путешествовать по миру. В 1958 году он стал основным членом фотогруппы Tio fotografer («Десять фотографов») в Стокгольме. В 2003 году о Георге Одднере снят документальный фильм режиссера Яна Труэлля «Присутствие» (Narvarande). В своем фильме Ян Труэлль попытался раскрыть зрителям уникальное творческое видение Георга Одднера.

Фото Геогр Одднер