В центре мировой политики
Пресса Великобритании и США, тогдашних наших союзников в борьбе с германским агрессором и его сателлитами, с неослабевающим интересом следила за событиями битвы на Волге. Так, 28 сентября 1942 года английская газета «Дейли телеграф» в статье «Сталинград – триумф моральной стойкости» писала: «В Сталинграде действует нечто большее, чем материальные условия, нечто превосходящее простую механику войны».
Еще более детальный разбор, глубокое осмысление событий присутствуют в статье американской газеты «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» от 27 сентября 1942 года, когда на улицах нашего города шли невиданные по ожесточенности бои. В ней говорится: «В невообразимом хаосе бушующих пожаров, густого дыма, разрывающихся бомб, разрушенных зданий, мертвых тел защитники города отстаивали его со страстной решимостью не только умереть, если потребуется, не только обороняться, где нужно, но и наступать, где можно, не считаясь с жертвами для себя, своих друзей, своего города. Такие бои не поддаются стратегическому расчету: они ведутся со жгучей ненавистью, со страстью, которой не знал Лондон даже в самые тяжелые дни германских воздушных налетов. Но именно такими боями выигрывают войны».
Сталинградская битва приковала внимание и крупных политических деятелей того времени. Они внимательно следили за ходом беспримерной борьбы воюющих сторон, пытаясь предугадать ее конечный итог. Сделать это было крайне сложно, поскольку мировая общественность не знала многих деталей этого противостояния.
В октябре 1942 года председатель политбюро ЦК КПК Мао Цзэдун написал статью под названием: «Переломный момент в ходе Второй мировой войны». В ней он дал глубокий анализ сражения на Волге, рассматривая его в связи с другими событиями текущей истории, и справедливо отметил, что бои в августе-октябре 1942 г. были самым трудным периодом для СССР. «В течение сорока восьми дней десятки и сотни миллионов людей живут ежедневными вестями, приходящими из этого города и приносящими то печаль, то радость. Эта битва является не только переломным моментом в ходе советско-германской войны, и даже не только переломным моментом в ходе нынешней мировой войны против фашизма, но она явится переломным моментом во всей истории человечества».
Символ возрождения
Отгремели бои. В разрушенном городе начала пробуждаться жизнь. Катастрофические разрушения некогда мирного цветущего города потрясли всех иностранных гостей, побывавших тогда здесь. Некоторые из них советовали оставить обгоревшие руины на память о великом противостоянии, а новый город построить на другом месте.
Но жители Сталинграда решили иначе. Возродить город именно на том месте, где шло величайшее сражение ХХ века, значило для них бросить вызов силам зла и мрака, грозившим народам всей планеты. Лозунг «Отстоим Сталинград!» сменился на призыв «Отстроим Сталинград!». Всего лишь одна новая буква в привычном на многие месяцы словосочетании породила новый взлет энтузиазма, на этот раз трудового.
Сюда по только что отремонтированным железнодорожным путям, по Волге, очищенной от мин, прибывали поезда и пароходы с мирными грузами. На места недавних сражений приезжали со всех концов страны тысячи добровольцев, пожелавших наладить здесь мирную жизнь. Простые люди отдавали свои скромные сбережения для возрождения великого города. Только в 1943 году добровольные взносы на эти цели превысили 31 млн рублей.
Средства для возрождения героического города поступали и из-за рубежа. Так, в 1944 году в фонд возрождения Сталинграда было переведено более пяти миллионов долларов из Шанхая. Эти деньги собрали жившие там советские граждане и сочувствующие.
Память на века
Еще не закончились бои в Сталинграде, а его жители уже стали собирать материалы об этом эпохальном событии. Музей обороны города, посвященный событиям Гражданской войны, разрушенный во время боев, был восстановлен. В нем появились экспонаты, связанные с событиями битвы на Волге. Тогдашние посетители музея проявляли к ним живой интерес. Многие из них оставляли записи в книге отзывов. Есть среди них и автографы зарубежных делегаций. Они прибывали из разных стран, но всех их роднила высокая оценка подвига защитников Сталинграда и значимости великого сражения для дальнейшего хода истории.
Зачастую иностранные гости, потрясенные увиденными в музее экспонатами, масштабами сражения, мужеством советских людей, оставляли не только записи, но и подарки. Только из Китая их насчитывается более двух сотен. Среди них – барельеф из резного камня, подаренный городу правительственной делегацией КНР во главе с председателем Государственного совета Чжоу Эньлаем. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» бережно хранится подлинное письмо за его подписью от 19 сентября 1952 года: «Выражаем чувство братских отношений и дружбы, нашей глубокой признательности и солидарности Сталинским труженикам города-героя. Просим передать сердечный привет нашим друзьям в городе Сталина и шлем скромный подарок на добрую память».
Традиция посещения нашего музея видными политическими и общественными деятелями разных стран мира живет и поныне. В послевоенные годы здесь побывали десятки делегаций. Среди них президенты России Борис Ельцин, Владимир Путин, президент Венесуэлы Уго Чавес, президенты Франции Шарль де Голль и Франсуа Миттеран и многие другие.
DNG